задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Общая исповедь в Задонском мужском монастыре

Почему ты, человек, Меня оставил?

Почему отвратился от Возлюбившаго тебя?

Почему опять пристал к врагу Моему?

Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел…

святитель Тихон Задонский

6 марта 2020 г. в обители состоялась традиционная общая исповедь, совершаемая ежегодно в пятницу первой недели Великого поста по завершении великопостного вечернего Богослужения. Исповеди предшествует пространное увещевательное слово о важности покаяния в многочисленности грехов, о ведения непримиримой брани со своим ветхим человеком – с греховными страстями, мыслями и поступками.

 

Цель такой исповеди помочь насельникам и паломникам обители более глубоко осмыслить свое внутреннее состояние перед принятием Святых Христовых Таин после первых пяти дней прохождения поприща Великого поста.

 

Общую исповедь провел клирик монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). В пастырском слове священник обратил внимание присутствующих на наиболее распространенные грехи современных людей, раскрывая на жизненных примерах их духовную сущность и опасность, как для состояния души отдельного человека, так и для состояния общества в целом. В завершении исповеди кающиеся подходили к священнику для получения разрешительной молитвы, называя те из своих грехов, которые не были названы на общей исповеди.

+++

Таинство Покаяния – исповедь – одно из семи Таинств Православной Церкви. Исповедь в Таинстве Покаяния являет собой искреннее признание и исповедование христианином своих грехов пред Господом в присутствии священника, который, являясь свидетелем принесенного покаяния, от имени Господа Иисуса Христа разрешает кающегося «от всех грехов», произнося разрешительную молитву, входящую в чин исповеди.

 

Согласно церковному христианскому вероучению власть прощать и разрешать грехи была дана Спасителем Своим ученикам, а через них, и всем православным священнослужителям Церкви: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22-23).

В ранних христианских общинах практиковалась публичная исповедь. Кающийся открывал свои грехи пред всей церковью (общиной) и все присутствующие молились за него. Однако уже к V веку данная традиция сменяется совершением тайной исповеди. Чин исповеди, который печатается в современном требнике, появился в XVII веке. В конце XIX – начале XX веков общую исповедь проводил праведный Иоанн Кронштадский (Сергиев).

Покаяние является главным условием нашего примирения с Богом. Без покаяния нет истинно православной жизни, нет спасения души, потому и проповеди святого пророка Иоанна Крестителя и Самого Спасителя начинаются словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 12–17). К покаянию призывали и все святые проповедники Слова Божия.

С призывом покаяния обращается к нам и великий русский подвижник и чудотворец – святитель Тихон Задонский, показывая с какой любовью и долготерпением Христос к Себе каждую грешную душу призывает:

Почему ты, человек, Меня оставил?

Почему отвратился от Возлюбившаго тебя?

Почему опять пристал к врагу Моему?

Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.

Вспомни, что ради тебя Я плотию стал.

Вспомни, что ради тебя Я от Девы родился.

Вспомни, что ради тебя Я был младенцем.

Вспомни, что ради тебя Я смирился.

Вспомни, что ради тебя ради Я обнищал.

Вспомни, что ради тебя Я на земле жил.

 

Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел.

Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, поругание, бесчестие,

раны, заплевание, заушение, насмешки, укоризненные страсти принял.

Вспомни, что ради тебя Я с беззаконными вменился.

Вспомни, что ради тебя Я поносною смертью умер.

Вспомни, что ради тебя Я погребен был.

 

С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возвести.

Смирился, чтобы тебя вознести.

Обнищал, чтобы тебя обогатить.

Обесчестился, чтобы тебя прославить.

Уязвлен, чтобы тебя исцелить.

Умер, чтобы тебя оживить.

Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял.

Ты виноват, а Я казнь принял.

Ты должник, а Я долг заплатил.

Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.

Но к сему любовь Моя, милосердие Мое привлекло Меня.

Не мог Я терпеть, чтобы ты страдал в таком злополучии.

Сию ли Мою любовь ты пренебрегаешь?

Вместо любви ненависть воздаешь.

Вместо Меня грех любишь.

Вместо Меня страстям работаешь.

Но что ты сыскал во Мне достойное отвращения?

Чего ради не хочешь ко Мне прийти?

 

Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня.

Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня.

Красоты ли хочешь? Что прекраснее Меня?

Благородства ли хочешь? Что благороднее Сына Божия и Девы?

Высоты ли хочешь? Что выше Царя небес?

Славы ли хочешь? Кто славнее более Меня?

Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство.

Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия.

Дружества ли хочешь? Кто любезнее и любвеобильнее Меня,

Который душу за всех положил?

 

Помощи ли хочешь? Кто поможет, кроме Меня?

Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Меня?

Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня?

Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит, кроме Меня?

Покоя ли ищешь? У Меня обретешь покой душе твоей.

Мира ли ищешь? Я есмъ мир душевный.

Жизни ли ищешь? У Меня источник жизни.

Света ли ищешь? Я есмъ Свет миру.

Истины ли ищешь? Я есмъ Истина.

Пути ли ищешь? Я есмъ Путь.

Вождя ли к небу ищешь? Я есмъ Вождь верный.

Что же, почему ты не хочешь прийти ко Мне?

Приступить ли не смеешь? К кому удобнее доступ?

Просить ли опасаешься? Кому просящему с верою Я отказал?

Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер.

Смущает ли тебя множество грехов? Но у Меня более милосердия.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». (Мф.11:28).

Взято из его сочинения «Христос грешную душу к себе призывает»