Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Обретенный крест исчезнувшего города

Обретенный крест исчезнувшего города
31.03.2019

Древняя столица Русской Арктики и форпост Православия в Заполярье – основанный в последний год XV века Пустозерск – сейчас представляет собой заброшенное городище. Просвещение ненцев, торговый путь в Мангазею, продвижение России на Север и в Сибирь – все это на протяжении столетий было связано с Пустозерском, а в XX веке от него остались пара перевезенных в Нарьян-Мар бревенчатых домов, да несколько обетных крестов. Последняя из четырех церквей Пустозерска – Преображенская – была разобрана и перенесена в ближайший населенный пункт для использования под амбар. Этот сруб и сейчас могут увидеть туристы, хотя практически ничего не выдает в нем того, что прежде это была церковь. Получается, память о храме стерта? Почти чудесная история обретения креста разоренной пустозерской церкви свидетельствует об обратном.

 

Духовное основание благоуспешности общерусского дела освоения северных территорий было заложено преподобным Сергием Радонежским, благословением которого созидалась Северная Фиваида – обители, монастыри, скиты, приуготовившие устроение северной земли как неотъемлемой части Святой Руси. Первоначально в Пустозерске было четыре православных храма: Преображенский собор, церкви Введенская, Никольская и Георгия Победоносца. Пустозерские храмы самим своим существованием свидетельствовали о значимости града: Преображенский собор символизировал духовное преображение северных земель и освящение Севера светом Православия; Введенская церковь – вхождение Заполярья в пределы Святой Руси, «Богородична святого дома»; Никольский храм был посвящен святому, особо почитавшемуся русскими первопроходцами, поморами, мореплавателями Севера; Георгиевский храм означал неотъемлемую принадлежность Московскому государству. Михаил Ломоносов, утверждавший, что «Россия будет прирастать Севером и Сибирью», тем самым констатировал: молитвы игумена Земли Русской принесли свои плоды, и Север стал навсегда русским и православным.

На поиски православной святыни Пустозерска отправился краевед Сергей Козлов. Вот что он рассказывает:

«Переписываясь с Рудольфом Филипповым, связистом по профессии, писателем и краеведом по духу, я узнал от него интересную информацию о кресте с купола Пустозерской церкви. Когда он жил в Нарьян-Маре в конце 1940-х годов, видел между сараями около дома семьи Кожевиных, который в свое время был перевезен из Пустозерска, валяющийся бесхозный крест, снятый с какой-то церкви. Несколько лет назад Рудольф Ефимович снова посетил заполярный город и на старом Калюшском кладбище на чьей-то могиле обнаружил этот уже сильно покрывшийся ржавчиной величественный православный крест.

Он объяснил мне приблизительно, где искать, и уже в ближайшие выходные я отправился на старое кладбище. С погодой мне повезло – стоял солнечный морозный день. Имея огромный опыт поисковой работы, я практически сразу нашел его.

Крест явно был не надгробным – на этом кладбище они либо деревянные, либо металлические, но сварные, этот же крест металлический, сильно разъеденный ржавчиной, все части соединены специальными коваными болтами и заклепаны. Центральные пересечения перекладин закрыты металлическими дисками с двух сторон и прикреплены к ним специальными клиньями. Причем центральный диск имеет большой, а верхний и нижний — маленькие диаметры. На средней перекладине сохранились отверстия для колец и одно кольцо для оттяжки крепления креста на куполе. В основании креста также имеется крепление для соединения его с осью луковицы купола.

Надписи на кресте не сохранились, они были нанесены краской на поверхность круглых дисков в центре крестовины, но со временем стерлись под воздействием природы.

Возвратившись домой, я просмотрел всю литературу и архивы, касающиеся крестов на куполах церквей и соборов Ненецкого округа. Первое, что стало понятно, – это крест с купола какой-то церкви.

Теперь нужно было выяснить, какой именно. После просмотра архивных фотографий церквей Пустозерска, Тельвиски, Куи, Оксино, Андеги, Великовисочного, находящихся как в свободном доступе, так и в фондах окружного краеведческого музея, стало понятно, что крест относится к пустозерской церкви.

На месте Преображенского собора

При большом увеличении снимков видно, что в центральной части креста выделяется контур большого диска, а сверху и снизу — маленькие окружности, что как раз соответствует найденному кресту. Поэтому можно предположить, что крест снят с центрального купола Спасо-Преображенской церкви Пустозерска. А если учесть место, где первый раз его увидел Рудольф Филиппов (у дома Кожевиных, перевезенного из Пустозерска), то получается, что крест явно с этого православного храма. После такой находки любой краевед был бы на седьмом небе от счастья.

Я направился со своим открытием в музей-заповедник «Пустозерск», где выяснились некоторые подробности потери реликвии. Согласно сохранившемуся рассказу Петра Михайловича Спирихина, некий Пекутовский, подобравший бесхозный крест, просил родственников поставить этот крест на его могилу после смерти. Знал он или нет, что это за крест, история умалчивает, но факт остается фактом. Сотрудники Пустозерского музея не раз пытались найти этот крест, но все поиски оказались безрезультатными.

Преображенская церковь в Пустозерске была построена в 1837 году из лиственничного леса на каменном фундаменте. После октябрьской революции ее переоборудовали под начальную школу, позднее в здании разместили интернат для престарелых. В середине прошлого века она была разобрана, перенесена в деревню Устье и использовалась для хозяйственных нужд. Здание церкви как памятник архитектуры и градостроительства было принято под государственную охрану в 1993 году.

На берегу Городецкого озера, где прежде стоял Пустозерск

Получается, что кресту уже более 180 лет! Это настоящая бесценная реликвия, можно сказать, вновь обретенная святыня Пустозерска, и было понятно, что ее просто необходимо реставрировать и сохранить для потомков».

А кто же тот человек, который завещал поставить крест с храма на своей могиле и те самым сохранил его от уничтожения и забвения? Как удалось выяснить Сергею Козлову, стоит крест на месте захоронения Виктора Пекутовского. Рядом, скорей всего, находится могила его жены, которая вместе с супругом работала в морском порту. Семья была многодетной. Один из сыновей был начальником мастерских в порту, еще трое сыновей пропали без вести во время войны, дочь работала в школе, но потом уехала из Нарьян-Мара.

В 2016 году вновь обретенный церковный крест демонтировали с кладбища, на его место установили точную копию. Новый крест также изготовлен из металла и покрашен голубой краской. Церковный крест был именно светло-голубым, подтвердили старожилы Нарьян-Мара, к тому же на нем до сих пор сохранились остатки краски, хотя за годы, что он простоял на кладбище, поверхность покрылась ржавчиной. В Богоявленском храме епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков окропил обретенный крест святой водой.

Крестный ход к Пустозерску

Крест был передан в Пустозерский музей, им занялись реставраторы. В фондах музея хранятся еще некоторые реликвии, связанные с Преображенским храмом Пустозерска – икона, оконная решетка и ключ от церковных дверей. Предполагается, что когда церковь отреставрируют, крест вернется на свое место.

В публикации использованы информация
сайта Нарьян-Марской епархии,

статьи Сергея Козлова и Юрия Горбоноса


в
«Вестнике Архангельской митрополии»,

подготовленные по материалам газеты
«Няръяна вындер»