задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

О чем спросит врач

О чем спросит врач
22.02.2019

Каждый из нас обращается к врачам с вопросами о здоровье. А о чем при встрече врачи и медсестры спросят архипастыря? О вечной жизни и физической смерти, отношениях с людьми и профессиональном призвании, о милостыне и настоящей любви, суррогатном материнстве и эвтаназии спрашивали митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона медики красноярской клинической больницы № 20 на прошедшей в конце прошлого года встрече.

 

Я много работаю, выбрал профессию по душе, но чувствую, что сил нет, наступает выгорание. Как справиться?

– К сожалению, выгорание – очень распространенное негативное явление. Некоторое время назад, будучи на встрече с докторами другой больницы, я получил подобный вопрос от одного молодого хирурга. Он тоже много трудится, успешен, любит свою профессию, это человек с философскими наклонностями. Его очень удручает непослушание пациентов, невыполнение ими простых требований, нарушение норм и правил.

Такое бывает и у молодых пастырей, которые устают исповедовать людей, не прилагающих особых сил для борьбы с грехами. Работать с душой человека, с пороком, расслабляющим тело и душу, сложно. Но если не работать, невозможно победить грех. Так и в области медицины. Выгорание зачастую наступает от неправильного использования своей души, своего времени. Я не стал много советовать этому умному хирургу. Напомнил лишь о милосердии – оно первично, о прощении и о том, что не все зависит от его личных профессиональных усилий. А также о том, что есть сила Божия, которая помогает в его благородной профессии.

Что плохого в операциях по смене пола? Ведь человек, меняющий пол, никому не вредит.

– Церковный взгляд на это явление однозначен. Церковь не может запретить делать такие операции, это было бы насилием. Но открыто заявить о неприятии подобных явлений с точки зрения Православия мы обязаны. Подобный путь – это путь греха, беснование. И врачи, делающие такие операции, совершают духовное преступление. Так как тут, как минимум, нарушается первая заповедь, данная Адаму и Еве Господом: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 9.1). Жизнь на Земле не должна прерываться, и медицина должна помогать эту жизнь сохранять. В данном случае происходит обратное.

Владыко, как Вы считаете, допустимо ли прерывание беременности, если выясняется, что вынашивание рискованно для здоровья и жизни?

– Решение должна принять семья, ожидающая ребенка, опираясь на консилиум врачей. У меня в практике был случай, когда верующая благополучно выносила и родила близнецов, хотя доктора запрещали ей рожать. Во время беременности она пришла ко мне как епископу просить благословения отдать все на волю и милость Божию. Я ее тогда благословил, при этом просил хорошо подумать, принять взвешенное решение. Но это милость Божия.

Существуют и мракобесы в рясах, которые говорят: умри, но не делай аборт, даже если есть серьезные медицинские показания. Но нельзя отнимать у врача право спасать мать.

К великому нашему огорчению, основная масса абортов совершается сегодня отнюдь не по медицинским показаниям, а в силу ложных представлений о нищете, свободе, карьере. Это громадная беда всего нашего народа, сложная проблема. Как говорится, топором не разрубишь и словом не рассудишь. В Средней Азии люди живут очень скромно, но рожают много детей, а у нас средняя полоса – Кострома, Тула, Орел – пустые, малонаселенные. И Сибирь не так уж умножается.

Проблему нельзя решить одним мановением руки. Нам надо так воспитывать молодое поколение, чтобы из сознания россиян искоренить порочную практику абортов. Если бы в каждой нашей семье рождалось по пять-шесть детей, страна бы хорошо жила. Хлебушка в России хватит, чтобы всех вырастить.

Как Вы относитесь к процедуре ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), к которой часто прибегают бездетные пары?

– Я считаю, что людей, прибегающих к этой процедуре с глубоким желанием, нужно благословлять. Пусть хотя бы такой метод поможет обрести чадородие. Хотя [к нему] много вопросов в духовном плане, но это рождение жизни. А жизнь – это благо. Есть мнение, что детей, родившихся в результате ЭКО, нельзя крестить. Я с этим не согласен, и мне доводилось совершать Таинство крещения подобных ребятишек. А вот суррогатное материнство мы не поддерживаем. Это не что иное, как продажа плода, и это греховно.

Как Вы считаете, нужно ли вводить смертную казнь для педофилов?

– Я склонен считать, что педофилия – это психическая болезнь. Беда от таких личностей большая, случается много трагедий. Но я против смертной казни, она не избавит общество от педофилов. Для людей с подобными отклонениями, со склонностью к жестокости, совершивших преступление, предусмотрено заключение в тюрьме или в психиатрической лечебнице.

Сегодня в некоторых странах практикуют эвтаназию. Если человек сильно мучается, почему нельзя прекратить муки и уйти по своей воле?

– Ни в коей мере не берусь осуждать таких страдающих людей. У меня был один друг, отец Владимир, который двадцать лет провел в ссылках, не раз обмораживал ноги. Уже в старости, в 93 года, вследствие этих обморожений у него началась гангрена. Ему отняли обе ноги, он испытывал страшнейшие боли. Доктора говорили: от таких мук люди теряют рассудок. А отец Владимир терпел. К нему приходили друзья и читали Псалтирь, это немного облегчало тяжелое состояние. Восемь долгих месяцев длились его муки, прежде чем Творец забрал его к Себе.

Мы не можем противопоставлять свою волю воле Божией. Если уйти из жизни самому, не пережив спасительного страдания, уйдешь не от мук, а в муки, во тьму, в ад. Тут вопрос вечной жизни. Боль надо постараться пережить и победить ради этой вечной жизни.

Как жить духовной жизнью обычному человеку, не монаху, не священнику?

– Духовная жизнь должна быть присуща всем людям, а не только священнослужителям или монашествующим. Если кратко: духовная жизнь – это определенное присутствие в вечной жизни, страх утратить эту вечную жизнь через грех. Жить духовной жизнью значит соотносить свою жизнь с учением Христа, постоянно себя оценивать с этой точки зрения и стремиться к вечности. Это милосердие, духовная молитва, самопознание. Если совсем упросить, жить духовной жизнью значит уважать всякое живое существо. И никого не предавать.

Как сохранять любовь и понимание в семье, если в ней живет душевнобольной человек (шизофреник)? Он родной, не бросишь, но так непросто с таким человеком жить рядом. И не захочешь, а согрешишь гневом, раздражением, нетерпением…

– Нет никакого греха в том, чтобы поместить такого человека в специальное учреждение, это не будет предательством. Конечно, [надо] навещать его, контролировать, чтобы содержали хорошо. И необходимо совершать молитвы за таких родственников. Если же качества вашей души позволяют терпеть такого человека, ухаживать за ним, то это подвиг духовный. Но тут надо взвесить все риски. Ведь порой жить рядом с таким человеком опасно для жизни. Тут может быть не только болезнь, но и одержимость темными силами.

Попадают ли в священники случайные люди? И кто следит за тем, чтобы такое не случалось?

– Везде есть случайные люди, и священство – не исключение. Не так уж их и много, но они есть. Так как есть человеческий фактор. Следить за тем, чтобы случайные люди не попадали в священники, должен епископ, который рукополагает служителя, и старшие священники. И Христос предупреждал о волках в овечьих шкурах и наемниках. Случайные люди – как раз наемники. Но истинные пастыри уже две тысячи лет служат Богу и людям, и так будет до второго пришествия Господа.

Что происходит после физической смерти человека? Как пережить горе после потери близкого?

– Пережить горе поможет молитва о его участи в вечности. Храм поможет: туда надо идти, ставить свечи за упокой. Не нужно устраивать поклонения на кладбище, на могиле. Там уже никого нет: это просто место, где находится тело – бывший дом духа и души. После смерти человека наша личность, душа идет к Творцу. И там сдает экзамен на пригодность на жизнь в вечности. Самоубийцы от этого экзамена отказываются и становятся отделенными от Бога.

Слышала, что у православной женщины есть два пути спасения: чадородие в браке и монашество. А если и в монастырь не тянет, и мужа нет, благословляет ли Церковь рождение ребенка вне брака?

– Ну, блуд-то Церковь никогда не благословляла и не благословляет. Но если уже случилось забеременеть, надо рожать, ребенка покрестить. В наше время нередки успешные женщины, которые не находят себя пару и по договоренности рождают ребенка «для себя». Мне таких детей жаль: как же без отца?

Но вопрос спасения для православной женщины двумя путями не ограничивается. Он не обязательно связан с чадородием или монашеством. У некоторых женщин и по восемь детей, а сами – как ведьмы. Можно и одной жить в вере и благочестии и спастись.

Всем ли просящим у храма нужно подавать милостыню? А если человек своим поведением не вызывает желания помочь?

– Это ваш личный выбор. Одни святые говорят: помолитесь, прежде чем подать милостыню. Другие святые советуют подавать самую малость, на пропитание. Стоит помнить, что сегодняшние нищие совсем не такие, как те, что были во времена Христа, две тысячи лет назад. Те, кому на самом деле нужно помогать, на паперти не сидят. И часто стесняются просить. Таких людей надо отыскивать и поддерживать.

В Евангелии есть эпизод: юноша спрашивает, как ему спастись, а Христос отвечает: «Отдай свое имение и иди за Мной» (см. Мф. гл.19). Я готова помогать, но не могу отдать все. Мне нет спасения?

– Не нужно все отдавать. Этот эпизод не стоит буквально понимать, в нем богословский и философский смысл. Здесь говорится о приоритетах. Если вы свое имущество, чашки-тарелки или котиков, собак любите больше, чем, например, собственных детей, это не спасительно. А если готовы жертвовать собой – а вы, медики, жертвуете собой по призванию, каждый день соприкасаясь с вредоносными микроорганизмами, – это спасительный путь.

Я сталкивался со случаями, когда простодушные люди буквально понимали эти слова и продавали имущество. Слава Богу, удавалось разъяснить смысл ее.

Есть профессии, угодные Богу? Например, какие?

– Все медики богоугодны. Как и животноводы, учителя, научные работники, водители и т.п. А вот устроители казино, питейных заведений, домов с красными фонарями – наоборот, не угодны Господу.

Елена ЕСАУЛОВА


Публикация газеты
Красноярской митрополии

«Православное слово Сибири»