Неразрывная связь между миром земным и небесным (Архимандрит Трифон (Голубых))
26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского, день его преставления и второго обретения мощей. В этом году отмечается 340 лет со дня кончины, как написано в «Очерках по истории Русской святости», одного из редких избранников, коему уже здесь, на земле, было дано вкусить радость навеки обретенного рая, радость воскресения после страданий и крестоношения. В Задонском Богородицком мужском монастыре (ныне именуемом Рождество-Богородицким) святитель Тихон после ухода на покой с Воронежской кафедры пробыл более тринадцати лет – до последнего своего вздоха. Много людей приезжало к нему при жизни, много людей приезжает поклониться мощам Задонского чудотворца и в наше время. До пандемии это было по десять автобусов в выходные и праздничные дни, значит, где-то по 500 человек каждый раз. Сейчас этот поток несколько уменьшился, но он по-прежнему неиссякаемый. Для паломников в монастыре возводится пятиэтажная гостиница, как говорится, с размахом – на 360 человек. С трапезными и разными номерами. «Монастырский вестник» поинтересовался, какими трудами-заботами живет монастырская братия, среди которой есть те, кто с большой теплотой вспоминают, что сюда их привел святитель Тихон – знакомство с его житием и его наставлениями. На вопросы портала ответил благочинный обители архимандрит Трифон (Голубых).
Понятно, отче, что там, где подвизается несколько десятков насельников, руководство обители знает способности каждого, состояние души и, наконец, особенности характера. А если братии несколько сот человек, как в Задонском монастыре, получается ли у благочинного охватить такой масштаб?
В монастыре на сегодняшний день подвизается и трудится около 380 насельников. Основная часть братии пришли на начальном этапе возрождения обители, с начала 90-х по 2001 год. Это, как часто о них говорят, братия первого призыва. Потом еще приходили: 2005 год можно вспомнить, 2010-й… Сейчас то ли монастырей стало много, то ли люди меняются, общество, но всё меньше и меньше встречаешь желающих стать на монашеский путь. Конечно, для благочинного важно иметь надежных помощников, и находишь их прежде всего в лице ответственных за разные послушания. Например, взять келаря: у него свои братия, он хорошо знает каждого. Или регент братского хора – тоже прекрасно знает тех, кто несет клиросное послушание. В монастыре есть духовник, и в то же время у нас нет того строгого подхода, как в некоторых обителях: хочешь не хочешь – иди только к нему! Отцы сами выбирают, к кому из монастырских батюшек пойти на исповедь, попросить совета, наставления. Порой меня спрашивают: с кем из братии проще общаться, с кем легче находить общий язык – с теми, кто вырос в селе или же в городе? Тут я ничего определенного сказать не могу. Определенно – и со всей убежденностью – скажу лишь о тех, кто служил в армии. В их отношении ко всему проявляется такое качество, как покладистость. Откуда оно, где его истоки? Когда тебе 18 лет и тобой командует кто-то на полгода старше тебя, ты находишь в себе силы как-то его слушаться, смиряться, где-то потерпеть. Пройдя армейскую закалку, и в монастыре ты уже уважительно относишься к любому человеку, пусть даже, допустим, уставщик или другой батюшка младше тебя по возрасту. А если насельник этот искус не прошел, бывает намного сложнее. Одного он готов послушать, другого – нет. Значит, необходимо серьезно поработать над собой, чтобы правильно поставить себя на послушание. Из святоотеческих книг мы знаем, что раньше монах говорил: «Благословите!» и бежал исполнять. Сейчас так не всегда получается. Ныне монаху или послушнику нужно что-то объяснять, а объясняя, стараться понять, понесет ли он эти труды.
Вы, отец Трифон, видимо, в армии служили?
Да, в танковых войсках. Механиком-водителем был.
Задонский монастырь известен своей разнообразной сельхозпродукцией. Недавно прошла информация, что даже в Нижнем Тагиле на Международной православной выставке-ярмарке ваша обитель много чего представила. А Международной она была потому что и сербские братия в ней приняли участие…
Мы повезли туда подсолнечное масло, сахар, другую продукцию. Причем не первый раз. Также активно участвуем в православных ярмарках, которые проводятся в других городах. Что интересно: особой популярностью на Урале и во многих регионах страны пользуется греча, выращенная на наших монастырских полях. Они-то у нас немалые – до 800 гектаров земли. Выращиваем пшеницу, ячмень, гречу, картофель, помидоры, огурцы, сахарную свеклу, которую, к слову, сдаем на сахарозавод и получаем оттуда сахар, а его как раз на что-то крайне необходимое для монастырской жизнедеятельности можно обменять. На животноводческой ферме нашего подворья, расположенного в пойме реки Дон, 75 голов крупного рогатого скота, поэтому для прокорма живности каждый год сеем травы, косим, сушим, в тюки упаковываем. Упомяну здесь и о гаражах, где стоят комбайны, трактора. Техники у нас столько, сколько необходимо для того, чтобы посадить всё, вырастить урожай и убрать его без потерь. Пока получается. При таком объеме трудов в этой сфере приходится и к помощи наемных рабочих прибегать, но ряд сельхозпослушаний выполняют насельники монастыря. Вообще-то если в целом говорить о послушаниях братии, наверное, их перечисление и совсем кратенький рассказ о каждом может занять большую часть нашей беседы…
Как и список адресов помощи, куда отправляете свою сельхозпродукцию.
Действительно, много куда отправляем. На постоянной основе помогаем епархии. Православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского в Липецке, где сотни воспитанников, помогаем. Когда началась специальная военная операция России на Украине, мы стали грузить для наших бойцов картошку, подсолнечное масло, овощи, что-то еще по возможности. Хочется как-то их поддержать и вместе со всей страной поучаствовать в благом деле помощи тем, кто защищает Русский мир с его традиционными ценностями. Само собой, идет непрерывная молитвенная поддержка. В монастыре каждый день служится молебен о воинах, что находятся в зоне СВО.
Батюшка, фундаментальный подход к разным сторонам монастырской жизни, судя по всему, помог в постсоветский период создать настолько живой слаженный организм, что всё в нем, если можно так выразиться, функционирует, всё органично. Но это было бы невозможно без крепкой духовной основы. Вы, вероятно, из первого призыва пришедших в монастырь и около тридцати лет здесь подвизаетесь? Что скажете о духовном начале в обители?
Немножко Вас поправлю, вернее, уточню: не около тридцати, а более тридцати лет я здесь. Первый раз приехал сюда на день перенесения мощей святителя Тихона Задонского из кафедрального собора Орла, будучи в ту пору студентом третьего курса мединститута. Шел 1991 год. О монашестве никаких мыслей не было. Встретил в монастыре своего знакомого, он представил меня наместнику – тогда еще архимандриту Никону (Васину), что вскоре сыграло решающую роль в моей жизни. Нет, учеба мне нравилась, нравилась медицина, я не раз ходил в больницу на дежурства, присутствовал на операциях, и всё вроде бы шло неплохо, однако чего-то в жизни явно не хватало, душа требовала большего. Начал ездить к отцу Никону, исповедоваться у него, советоваться по многим вопросам и на следующий год стал послушником Задонской обители. Думаю, это получилось по слову Спасителя: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин. 15:16). Владыка Никон, ныне схимитрополит Никон (великую схиму он принял осенью 2020 года во время тяжелейшей болезни), все три с лишним десятилетия для меня был и есть как отец, как мать, как живой пример добродетелей. Вот берешь в руки святоотеческую книгу и находишь в ней несметное число примеров из жизни святых, старцев, просто благочестивых христиан. Что для них характерно, что их часто объединяет? Поразительная доброта, сострадательность, милосердие, нестяжание… А в нашей жизни подобное можно увидеть? Причем в одном человеке, в его неизменно добром отношении к тем, кто нуждается в утешении, совете или какой-либо другой помощи? Мы счастливые люди – видим такого человека рядом с собой. Окормляясь у Глинских старцев, хранителей монашества в советскую эпоху, владыка Никон впитал в себя опыт их подвижничества. Это к вопросу о духовном стержне современной обители.
В 2010 году Задонский монастырь отметил 400-летие с момента его основания двумя благочестивыми старцами-схимонахами Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, которые прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери. (Кстати, по случаю этого торжества состоялся визит в Липецкую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Да, много чего за минувшие четыре века произошло, и созидательного, и разрушительного, но в дореволюционное время молитвами Пресвятой Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев обитель стала любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь в Иерусалим, они считали своим долгом сначала посетить Задонск, затем Киев, потом уже шли в Святую Землю.
О том, как поруганную святыню после десятилетий безбожия в стране возвращали к жизни, как по всей Липецкой земле шло церковное строительство и духовное возрождение и каков вклад дорогого владыки в этот мощный созидательный процесс, можно прочитать на сайте нашего монастыря. Я же хочу здесь привести самые простые примеры, которые согревают душу, наполняя ее великой благодарностью Господу за то, что Он привел меня в Задонскую обитель и связал мою жизнь с таким духовным наставником. Воспоминания из прошлого: едем мы с братией на «тихую охоту», как назвал сбор грибов известный писатель XIX века Сергей Аксаков, и владыка, конечно, с нами, «тихую охоту» он очень любит. А по дороге разливает нам чай, всем прислуживает. Или другой момент: прибыли стройматериалы – владыка берет на себя послушание «грузчика», помогает разгружать машину. Идет сбор урожая – владыка в этом тоже участвует. А если кому-то край как необходима определенная сумма денег – со всей душой, с любовью к нуждающемуся человеку дает ему нужную сумму. Он всегда был доступен народу и не отказывал насельникам, паломникам, мирянам в личных беседах, духовных советах, молитвенной и материальной помощи. В монашестве Николай Васин, родившийся в Липецке, получил имя в честь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского. При постриге в великую схиму – в честь преподобного Никона, игумена Радонежского. Вот какие у него Небесные покровители!
Ныне священноархимандритом Задонского монастыря является митрополит Арсений, в 2020 году назначенный главой Липецкой митрополии.
От многих можно услышать: владыка Никон нам его вымолил. Я это мнение полностью разделяю. Мы видим и чувствуем, что владыка Арсений хорошо понимает, что такое современный монах, и к каким-то нашим немощам относится терпеливо, даже где-то смиряется. К примеру, когда меня как благочинного можно было бы за что-то поругать, он по-отцовски покрывает всё любовью. Столько лет владыка-митрополит нес послушание в Москве, был первым викарием Святейшего Патриарха, посещал столичные обители, совершал в них постриги, и у него, возможно, свой взгляд на монастырскую жизнь. А у нас здесь как бы всё попроще, и он на нашем уровне выстраивает отношения. Это дорогого стоит. Добавлю также, что к владыке Никону митрополит Арсений относится с большим уважением и искренней любовью. Господь милостив к нам, что направил на Липецкую землю такого правящего архиерея..
К святителю приезжают взрослые, дети, подростки – возрастной диапазон самый широкий. Кто-то уже хорошо знаком с житием святого, кому-то еще предстоит открыть его для себя и многому поразиться. Например, такому моменту: в семинарии дети богатых родителей потешались над будущим святителем, в ту пору – бедным юношей-семинаристом, нелегким трудом зарабатывающим себе на пропитание. Об этом Тихон Задонский так вспоминал: «Найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: «Величаем тя, святителю!»» Дразнили, не думая, что их слова окажутся пророческими…
Поражают, конечно, и подобные факты, и, как говорится, судьбоносные события, случившиеся в жизни святителя Тихона Задонского за его 59 лет земных лет. В не меньшей степени поражают и воодушевляют события, связанные с его именем и происходившие на протяжении минувших столетий после преставления подвижника. Их не счесть, коротко расскажу о двух из них. В 1861 году 13 августа (26 августа по новому стилю) состоялось прославление нашего Небесного покровителя – Задонского чудотворца. В небольшой Задонск с населением в семь тысяч человек прибыло на великое церковное торжество огромное число верующих. Вот что писал митрополит Московский Филарет (Дроздов) в письме, адресованном выдающемуся русскому православному мыслителю, церковному историку, духовному писателю, публицисту и поэту Андрею Николаевичу Муравьеву: «Господь утешил Церковь Свою открытием мощей святителя Тихона. Народа считают от 200 до 300 тысяч. Благоговение было великое. 20 или 30 случаев благодатных исцелений записано, а было, как говорит Владыка Новгородский (митрополит Исидор), конечно, сто и более. Он сказывал, что некоторые слепые получали зрение, что один скрюченный, у которого ноги были пригнуты за спину, когда приложен был к св. мощам, распрямился и стал на ноги, и прочее».
И второе великое церковное событие, тоже собравшее в Задонске много народа, произошло практически в наши дни – 26 августа 1991 года. Предыстория такова: в советское время мощам святителя Тихона Задонского суждено было проделать путь из Задонского монастыря в местный музей, затем в антирелигиозный музей, организованный в бывшей Великокняжеской церкви Ельца, и далее – в Орловский краеведческий музей. Там, в Орле случилась примечательная история: как только немцы в сорок первом заняли город, духовенство обратилось к его коменданту с просьбой об открытии храмов. Первым был открыт Богоявленский храм, и самым главным его достоянием стали святые мощи Задонского чудотворца, стоявшие на горнем месте алтаря.
По ходу затронутой темы – фашистские захватчики и открытие храмов на оккупированных территориях нашей страны – можно привести объясняющие эти шаги слова одного из главных идеологов нацизма Альфреда Розенберга, который писал, что со временем «христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным символом – свастикой».
Многое можно вспомнить. После великой Победы святые мощи Задонского чудотворца вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе (с 1947 года). А во времена Хрущева – в те мрачные времена очередных гонений на Церковь – они опять в качестве «экспоната» оказались в запасниках Орловского краеведческого музея. С началом же возрождения нашего монастыря возвратились туда, откуда в свое время были исторгнуты безбожной властью, – под своды Владимирского собора Задонской обители. В связи с планируемым перенесением общероссийской святыни в Задонск в 1991 году ожидался приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но на Преображение страну потряс переворот, вошедший в историю как ГКЧП, и Святейшего задержали государственные дела… Наш монастырь он смог посетить только в ноябре 1998 года.
Если брать реалии сегодняшнего дня: трагическая страница истории с «музейной эпопеей» перемещения святых мощей Задонского чудотворца перевернута, открыта новая страница – широкой возможности для верующих, для всех и каждого, поклониться мощам угодника Божия в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Призвать его имя, молитвенно попросить о помощи. Всё разворачивается на ваших глазах и, вероятно, придает братии сил?
Да, мы постоянно видим людей, которые сюда приезжают, слышим об их бедах и переживаниях, видим их восторги, разделяем их радость: там исцелились, там какое-то утешение получили, там какая-то сложная проблема решилась дома и прочее, прочее. Чудеса по молитвенным обращениям к святителю происходят непрестанно. Несомненно, это духовно укрепляет. Как и чтение акафиста пред особо чтимой в монастыре Владимирской иконой Пресвятой Богородицы и чтение акафиста святителю Тихону Задонскому пред его цельбоносными мощами. В такие минуты ты наиболее остро чувствуешь живое участие Матери Божией и нашего Небесного заступника в жизни родной обители, в жизни России. Как-то зримее становится неразрывная связь между миром земным и небесным. Только важно, чтобы каждый из нас это понимал, ценил и делал правильные выводы относительно своего пути спасения.
***
Как братия в монастыре тянутся к трудам святителя Тихона Задонского, впитывая в себя его мудрые изречения, чем ценен и привлекателен сайт, на котором можно найти богатую базу данных по святителю, – этим аспектам будет уделено внимание в нашей следующей беседе, состоявшейся с другим насельником Задонского монастыря – иеромонахом Гавриилом (Мельниковым). Хочется его заранее представить: доктор богословия, защитивший в начале прошлого года диссертацию на тему: «Труд святителя Тихона Задонского “Об истинном христианстве” и его западный источник: проблематика, рецепция, интерпретация». Старший преподаватель кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Один из духовников монастыря.
Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков.Также снимки предоставленыЗадонским Рождество-Богородицкиммужским монастырем