задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

В последнее воскресенье (неделю) перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из Рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами.

Неделя сыропустная завершает Сырную седмицу, или, как называют в народе, Масленицу. При упоминании слова «Масленица» в памяти всплывают веселые картинки народных гуляний, масленичные базары, блины и баранки. Это время, когда люди общаются, накрывают праздничные столы, и ходят друг к другу в гости. Но христианская суть Масленицы – в покаянии перед Господом в своих грехах, в прощении обид своим ближним и в примирении с ними.

В этот день Церковь вспоминает самое страшное событие, которое произошло с человечеством от сотворения мира — изгнание Адама из рая. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они и весь их род жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Адама Бог наделил свободной волей, этим почетным и очень ответственным даром, который должен был помогать ему совершенствоваться в жизни. Конечная цель Адама была – стремление к Богу, но к этой цели необходимо было идти долгим путем через сыновье послушание и благодарность. Дьявол-искуситель предложил ему и его супруге Еве: «Зачем ждать? Давай сразу. Вкуси от запретного плода — и сразу же будешь как бог!». Сейчас и сразу, без усилий – это оказалось привлекательным в сатанинском предложении. Однако неисполнение воли Отца Нашего неминуемо ведет к смерти, на которую и обрекли нас наши прародители – Адам и Ева. Сатана сам уже находился в состоянии вечной смерти, и он также хотел обречь на погибель весь человеческий род.

И вот Бог изгоняет людей из рая. Дьяволу вроде бы есть чем гордиться, ведь он, казалось бы, победил в битве за человека. Но на самом деле этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти. А через много лет Господь, в лице Своего единственного Сына, Единосущного Отцу, Господа Иисуса Христа, идет навстречу людям, чтобы помочь им вернуться домой, к Себе. Снова Бог отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты – быть похожим на Бога. Этот плач относится к каждому из нас. Для того мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.

Взаимное прощение – вот простой ответ, что нужно делать, чтобы быть чистым перед Господом. Каждый должен четко понимать, что он грешен, изначально по своей природе, и в течение жизни грехи накапливаются в результате мыслей, желаний, действий. «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Этот короткий диалог должен идти от самого сердца. Один только Бог – Судия нам, Он один имеет право судить и миловать, поэтому и отвечающий вам такой же грешник, сначала говорит «Бог простит», а потом уже смиренно «и я прощаю».

Прощеное воскресенье — это не традиция из серии «все так делают», это настоящая битва внутри себя с кознями и диавольскими нападками. Очень тяжело искоренить из своего сердца злобу, обиду или вражду, особенно если это сделали близкие люди. Но прощение — это сейчас и есть важнейшая цель каждого настоящего христианина: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин). Не случайно в православных храмах служится особое богослужение, которое оканчивается чином прощения — все верующие просят прощение друг у друга. Этим примирением православные готовят себя ко вхождению в Великий пост.

Таким образом, Прощеное воскресенье — очень важный день для каждого христианина. Перед Великим постом оставлением обид очищается совесть, и человек без злобы и ненависти может приступать к молитвам и подготовке к Светлой Пасхе.