Мощи святителя Тихона Задонского
Когда исполнилось 100 лет построенному еще в 1741 году каменному Владимирскому собору, архимандрит Мартирий известил епархию, что в «трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах… » Храмовое здание было опечатано. Службы, вплоть до построения нового летнего храма, с тех пор совершались в тепло монастырской церкви во имя Рождества Богородицы. К 1845 году вопрос о судьбе старого Владимирского собора наконец был решен в Воронеже и от епархиального начальства поступило предписание начать его демонтаж. Как раз в ходе демонтажа в мае 1846 года обнаружилось, что мощи святителя Тихона, похороненного в алтарной его части, сохраняются нетленном состоянии.
Началось все донесением «архимандрита Серафима с братиею» от 4 мая 1846 года. В документе этом, адресованном архиепископу Воронежскому Антонию II (Смирницкому), сказано: «При всеобщей сломке храма остался несломанным алтарь сего храма также ветхий, под сводом которого покоится тело преосвященного Тихона… По такой ветхости алтаря отправлять опасно под оным панихиды по Преосвященном Тихоне. При многолюдном настоящем стечении поклонников настоит нужда во избежании опасности, воспрещать даже вход под своды алтаря, что, без сомнения, послужит оскорблением благочестивой ревности поклонников». В свете вышеизложенного архимандрит Серафим и просил у правящего архиерея разрешения на слом алтаря и перенесение из устроенного под ним склепа гроба с телом святителя Тихона в «другое приличное место».
О дальнейшем рассказывает иеромонах Геронгий: «Архиепископ Антоний II лично прибыл в сей монастырь 12 мая 1846 года и нашел необходимым гроб святителя Тихона, находящийся под алтарем снимаемого храмa, немедленно перенесть в другое место, где народ мог безопасно видеть его. Ночью с 13 на 14 мая, в 12 часов, настоятель архимандрит Серафим с казначеем-иеромонахом Паисием и с ризничим-иеромонахом Зосимою раскрыли тумбу, и увидав тело святителя белым, в ту «се минуту дали знать преосвященному, который в это время молился в келлиях настоятеля. Преосвященный, узнав об обретении нетленных мощей, тотчас отправился сам туда же, и с трудом пройдя в пещеру, осенив себя крестным знамением, припал к персям святителя Тихона, и со слезами лобызал его руку».
Впрочем, не только радость обретения зримых знаков благодати Божией владела умами свидетелей чуда в ту майскую ночь. Открывшееся взору присутствовавших в ночь с 13 на 14 мая при вскрытии гроба святителя Тихона, думается, вызвало не только религиозный восторг, но еще и немалую чиновничью озабоченность. Придание огласке факта нетления тела святителя, уже почитавшегося в народе за угодника Божия, могло привести к стечению богомольцев и стихийному выражению чувств, пусть и религиозных. А любое несанкционированное сверху собрание строго не поощрялось в России Николая Первого, еще в начале царствования напуганного выступлением декабристов.
Поэтому тело святителя Тихона, тогда же, глубокой ночью, перенесено было в теплую церковь и спешно упокоено. Как сообщает о. Геронтий: «мощи святителя Тихона тихо, безмолвно внесены были в Рождества Богородицкую церковь. Отпели панихиду, приготовили новый гроб; ибо от прежнего, хотя нижняя доска уцелела, но крыша и боковые доски гроба подверглись разрушению; переложили мощи, запечатали гроб и поставили в Рождество-Богородичном зимнем храме за колоннами, по левую сторону, близ стены».
Сообщение об обретении нетленными мощей чтимого святителя было еще 20 мая 1846 года направлено в Святейший Синод, где на долгие годы легло под сукно, несмотря на то, что архиепископ Антоний обращался в Синод повторно. Впрочем, преосвященному Антонию было отведено немного времени на хлопоты по открытию мощей — уже в декабре 1846 года он скончался.
Главным же препятствием на первоначальном этапе в деле канонизации святителя, опочившего в Задонске, стало, видимо, то, что император Николай I с большим опасением относился к сколько-нибудь обширным собраниям подданных. Независимо от повода для подобных собраний, он видел в них возможность возникновения беспорядков или, того хуже — бунта.
Прославление
Официальное освидетельствование мощей св. Тихона состоялось 19 мая 1860 года. По результатам составлен был акт, в котором записано: «Тело святителя Тихона, не смотря на 76-летнее пребывание его во гробе, благодатию Божиею сохранилось нетленным, кроме одного большого пальца левой ноги, который подвергся тлению… Плоть на всех членах тела сохранилась, отвердела и присохла к костям, цвет ея потемнел и подобен цвету известных сохранившихся нетленными мощей святых угодников Божиих. Плечные и коленные суставы рук и ног несколько разошлись, хотя не совершенно отделились.
К этому акту митрополит Киевский Исидор присовокупил сообщение о проверке некоторых чудес «посредством опроса под присягою тех лиц, над которыми они совершались». Ознакомившись с предоставленными по результатам поездки в Задонск отчетами, члены Св. Синода пришли к заключению, что «все изложенные в деле и обследованные надлежащим образом случаи исцелений не представляют никакого сомнения в своей достоверности, и по свойству принадлежат к событиям сверхъестественным». На основании принятого заключения был подготовлен доклад представленный на утверждение Александру II.
В соответствии с устным пожеланием Государя императора, переданным обер-прокурором Св. Синоду, открытие мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского было назначено на 13 августа — день, объявленный днем памяти нового русского святого.
Крестный ход в день прославления святителя Тихона
И вот в 6 часов пополудни 12 августа 1861 года над городом разнесся благовест, созывавший на всенощное бдение. Сослужали четверо архиереев и 24 священника разных рангов. Архиепископ Воронежский Иосиф обратился к переполнившим храм богомольцам с «приличной торжеству» проповедью, смысл которой можно свести к следующим словам, сказанным преосвященным в самом начале: «По благодати Христовой, ныне здесь, братие христиане, открылся новый цельбоносный источник во святых мощах новопрославленного святителя Тихона».
«В храме, по открытии мощей, — вспоминает прямой свидетель происходившего, — настала мертвая тишина, так что нельзя было поверить, что в храме было около несколько тысяч народа; едва только крышка была снята, весь народ от восторга и умиления поклонился до земли; лица всех были орошены слезами».
Торжества продолжались еще два дня. Финалом их стало 15 августа, когда Задонск удостоил посещением великий князь Николай Николаевич.
С тех пор мощи святителя открыто почивали в теплое время года во Владимирском соборе Задонского Богородицкого мужского монастыря, с 5 октября по 1 мая — в отапливаемой церкви во имя Рождества Богородицы.
Годы изгнания
Вместе с революцией 25 октября (7 ноября) 1917-го года для задонского монашества пришло время сперва тревожных ожиданий, а затем — реального воплощения самых худших предположений.
в 1918 году постановлением уездного исполкома в числе прочих национализированы были здания Задонского Богородицкого первоклассного мужского монастыря. Монахов еще не выгоняли из келий, но уже изрядно потеснили. Некоторые здания были изъяты для нужд города.
28 января 1919 года осквернены были останки всей Русью чтимого святого, потрясенные кощунственными руками «спецкомиссии» во главе с председателем Задонской уездной ЧК Зиновием Шипулиным. В результате удар по идеологическим противникам со стороны коммунистов нанесен был точный и жесткий. И они постарались, чтобы эхо его прогремело по всей России. Ведь то, что объявили «результатами вскрытия», зафиксировал на кинопленку специально откомандированный из Москвы оператор-документалист Новицкий. Фальсификацией занимались два дня. И все это время, по свидетельству одного из участников событий — бывшего красноармейца, Задонск был оцеплен войсками, «пока из центра не приехала комиссия по вскрытию». Большевики серьезно опасались гнева народного.
«Обновленческая» епископская кафедра, завладевшая сначала большинством приходов в уезде, просуществовала в Задонске до конца 1920-х годов. Епископа Иоанна в мае 1923 года сменил Алексий (Щербаков). Ему последовали Филипп (Власов), Иоанникий (Чекановский) и Андрей (Смирнов). Они и совершали богослужения в бывших монастырских храмах, объявив себя заодно хранителями мощей святителя Тихона.
Мощи же святителя Тихона, после недолгого пребывания в местном музее, покинули Задонск (ориентировочно — в 1932 году). Святыня была передана антирелигиозному музею, организованному в бывшей Великокняжеской церкви Ельца. Позднее святыню перевезли в Орел. Вот что сообщает о дальнейшей ее судьбе И. Барсукова, главный хранитель фондов Орловского краеведческого музея: «В 1937 году в Орле, в Богоявленском храме, был открыт антирелигиозный музей. В этот музей в качестве главных экспонатов были доставлены мощи св. Тихона Задонского и фильм о «разоблачении», то есть — вскрытии этих мощей. Музей просуществовал до 1941 года. Как только немцы заняли Орел, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гаману с просьбой об открытии храмов. И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря. Настоятель этого храма, отец Александр Кутепов, первым провел в городе крестный ход 26 августа, в день памяти святителя Тихона. Вплоть до освобождения города Богоявленский храм был одной из самых посещаемых церквей в Орле». Задонск же, некогда славный своими монастырями и храмами, вплоть до 1943 года оставался вообще лишенным церквей. Хотя жизнь духовная, по воспоминаниям старожилов, несмотря на усилия безбожной власти, так до конца и не пресекалась
Свою лепту в то, чтобы не угас огонь веры в душах людей, вносили и некоторые из бывших Богородицких монахов, доживавшие свои дни в окрестностях. А «перед войной» стали возвращаться и те, кто осужден был в 1929-ом.
Иеродиакон Виктор (В. Г. Дубинин), отбыв присужденный ему срок, не только вновь появился в Задонске, но и остался здесь на постоянное жительство. Отцу Виктору было «за 60». Но ни возраст, ни годы концлагеря не сломили его могучего здоровья. И первое время он нанимался на самую тяжкую поденную работу, чтобы заработать кусок хлеба. Лишь в 1943, когда по приказу Сталина стали вновь открывать храмы, у него появилась возможность вернуться к прежнему служению. Иеродиакон Виктор стал первым диаконом новооткрытого Успенского собора в Задонске. Священником же поставлен был отец Иоанн Филиппов из белого духовенства, после закрытия церкви в селе Верхнее Казачье работавший в местной артели счетоводом.
По рассказам старожилов, квартировал отец Виктор в доме Е. В. Семеновой. Здесь, на чердаке, сохранялась более десяти лет единственная спасенная из Владимирского собора икона — так называемый «гробовой» образ святителя Тихона. Эта икона, изображающая Задонского Чудотворца во весь рост, со времени прославления стояла за ракой с мощами святого. Там же пребывает она и ныне.
Именно отец Виктор, когда вновь был открыт Успенский собор, способствовал передаче в храм сохраненной святыни. Да и вообще, многое сделал для возрождения духовной жизни в городе. Возможно, кому-то это не понравилось. И в конце 40-х годов иеродиакон Виктор погиб. Как было официально объявлено — в результате случайной ссоры с соседом, возникшей на бытовой почве…
Тем временем в Орле, с наступлением мира, мощи св. Тихона Задонского вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе. Произошло это в 1947 году. Тысячи людей, переживших ужасы войны, шли за утешением к раке, хранившей мощи Задонского Чудотворца.
А 19 июня — 2 июля 1959 года, по благословению архиепископа Орловского и Брянского Иеронима (Захарова), было проведено освидетельствование возвращенной святыни компетентной комиссией из служителей Церкви и врачей. Сообщается, что «проводили это освидетельствование настоятель Богоявленского храма отец Николай Карасев, ключарь Алексий Беляев, настоятель Афанасьевского храма отец Владимир Отт, консультантом был известный орловский врач и тайный монах Владимир Иванович Турбин (монашеское имя Никон), ассистентами были монахини Августа и Евфросинья».
Согласно итогам этого освидетельствования, мощи представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого… Акт освидетельствования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке.
Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И, с началом очередных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве, в октябре 1961 года, мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея.
Возвращение святыни
В конце 1990 года руководством Липецкой области дано было принципиальное согласие на передачу Церкви всего комплекса зданий, некогда принадлежавших Задонскому Богородицкому монастырю.
По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Задонск поздней осенью года девяностого прибыл архимандрит Нафанаил (Черняк), чтобы исполнять обязанности наместника в возрождаемой обители. Ему суждено было Великим Постом 1991 года совершить во Владимирском соборе первый постриг иноков новой обители.
в связи с планируемым возвращением в Задонск мощей святителя Тихона ожидался приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Но на Преображение страну потряс переворот, вошедший в историю как ГКЧП, и Святейшего задержали в столице государственные дела. А перенесение мощей св. Тихона в Задонск все же состоялось, как и было запланировано, в день памяти святителя — 26 (13 — по ст. стилю) августа 1991 года.
Задонск в тот день почтил визитом митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, которому сопутствовали три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук). Они и совершили, в сослужении, Божественную Литургию.
По завершении торжеств, возвращенная Задонскому Богородицкому монастырю святыня обрела покой в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и городского духовенства иконой с изображением святителя Тихона — той самой, что некогда занимала именно это место — у раки с мощами во Владимирском соборе. Заметим, что этот святой образ — единственная икона достоверно сохранившаяся от прежнего иконного богатства церквей мужского монастыря.
С тех пор мощи Задонского чудотворца пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой.