Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Крест Христов: назад, в настоящее…

Крест Христов: назад, в настоящее…
26.04.2019

Для плотского человека, живущего лишь материальными потребностями, все предельно просто: мир трехмерен, время течет линейно, по вектору, возврата к прошлому нет, жить надо настоящим, а будущее наступит в свое время. У верующего в бытие Бога человека к перечисленному добавляется новое измерение. Назовем его Вечностью. Если Бог есть, то есть и вечная жизнь. Вне всякого сомнения, если Бог вмешивается в земные дела людей, то и вечность каким-то образом должна пересекаться с настоящим. Мы, православные, веруем, что человек бессмертен. Следовательно, вечность уже заложена в каждого человека по умолчанию. Но как распознать ее? Какую пользу можно извлечь из этого знания? И вообще, что такое вечность? На все эти и многие другие вопросы духовного порядка на все настоящие и на все грядущие века уже дан ответ.


 


Крестная жертва Спасителя

Центром духовной жизни человека, безусловно, является Господь Иисус Христос. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати, так учат святые отцы. Центром же земной жизни Христа стал Крест, Распятие. «Но на сей час Я и пришел», – говорит Спаситель перед Голгофой (Ин. 12. 27). Господь пошел на крестную жертву, чтобы спасти тех, кого Он так возлюбил, – всех людей от Адама до рожденного в финальной точке земной истории человечества. Богочеловек Иисус Христос имеет две природы – Божественную и человеческую. Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно (по определению IV Вселенского Собора). Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество в результате соединения, не претерпели ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; они никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий – не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой.

При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной. У митрополита Илариона (Алфеева), нашего современника, я прочитал интересную мысль, которой раньше не придавал значения. Христос родился, вырос, учил, исцелял, воскрешал мертвых, ходил по земле – как человек, в то же время ни минуты не переставая быть Богом, то есть пребывать со Отцом Своим и управлять Вселенной вне времени и пространства. Во Христе пересеклись вечность и временность. И момент этого пересечения со всей силой обнажился на голгофском Кресте. Как человек из плоти и крови, Иисус, прибитый гвоздями к древу креста, физически страдал, умирая. Как Бог, для которого не существует времени, Он прозревал всех людей, когда-либо населявших, населяющих и будущих населять землю. Всех, до последнего человека, видя путь каждого человека от рождения до смерти. И вот всем этим людям, созданным Им, а также тем, кого Он еще создаст, Он отдает Себя, чтобы через Себя соединить нас с Богом, восстановив некогда утраченную связь.

 

Почему именно Крест?

Для Своих страданий Спаситель избрал крест не случайно. Крест как орудие казни – это пересечение горизонтальной и вертикальной балок. Руки Христа прибили к горизонтальной балке, которая, мне кажется, символизирует земную реальность с ее линейным временем. Жизнь человеческая имеет начало и конец, точку входа и точку выхода. И вот – руки распятого Христа. Прибитые гвоздями к поперечной балке, они как бы обнимают земную жизнь человеческую, от начала этой жизни до конца ее. Христос как бы прибит, то есть максимально близок к земной жизни каждого человека. Обе ладони распятого Иисуса раскрыты. Будем говорить образно: когда человек приходит в этот земной мир, рождается, Христос как бы принимает его Своей десницей, подхватывает раскрытой ладонью, чтобы нести всю жизнь. И вот, прожив какое-то время, человек уходит из этой жизни, и снова Господь подхватывает его душу – уже в мире духовной реальности. Если горизонтальная балка креста, как мы сказали, символизирует земную жизнь человека с ее линейным временем, то центром этой жизни, ее сердцевиной-серединой должен быть только Христос.

Достаточно еще раз взглянуть на Распятие, чтобы стало ясно: Спаситель готов принять человека на руки Свои, пронести его по жизни и упокоить в радости, если только этот человек сделает центром своей жизни Христа.

Гвозди. Холодное твердое железо, которым ранили живое тело Спасителя, прибив Его ими к древу креста. Что они символизируют? Думается, нелюбовь людей ко Христу. Холодный расчет и корысть, а не теплоту и заботу. Нераскаянные грехи, ставшие привычкой. Злобу и ненависть, зависть и ложь. Одним словом, смерть. Не Бога – Бог не может умереть. Умереть можем мы. Причем дважды. Потому и два гвоздя пробивают руки Господа, которыми он готов обнять нас, если мы того захотим. Первый «гвоздь» – смерть физическая, разделение тела и души. Второй «гвоздь» – смерть духовная, разделение души и Бога. Обе эти смерти оказались бессильны над Спасителем, Который и пришел для того, чтобы победить смерть. Для каждого же из нас обе смерти – предмет многих слез, молитв и размышлений.

Если смерть тела – не в нашей власти, то наступление или ненаступление смерти духовной зависит от нас. Христос страдает, будучи прибитым к древу железом. Не указание ли это, что земная жизнь наша – юдоль плача, место борьбы, а наипаче – место жертвы? Не зря же в Писании сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14. 22), «В мире будете иметь скорбь…» (Ин. 16. 33). В то же время руки Христа раскинуты – Он как бы обнимает человечество, зовет его к Себе: Я с вами, придите ко Мне, Я открыт для вас.

Однако крест имеет и вертикальную перекладину. Она устремлена вверх, в небеса. Не указание ли это на предназначение человека? Если поперечная балка, к которой прибиты руки Спасителя, – символ земного в Нем, то вертикальная балка – не символ ли Его Божественности?

Таким образом, Крест Христов – это узловая точка земной цивилизации, в которой соединились земное и небесное, временное и вечное. Крест Христов – это перекресток всех дорог, всех путей, которые дано пройти каждому человеку. Крест Христов – это ответ на главный вопрос человеческого бытия: в чем смысл жизни?

 

Собранные на Голгофе

Интересно, Распятие Христа – событие прошлого, настоящего или будущего? С позиций моей материальности, телесности, Распятие – событие прошлого, от которого нас отделяет два тысячелетия. С позиций моей души, любящей Христа, Распятие – мое настоящее, ибо Голгофская жертва Христова, принесенная и ради меня тоже, – вне времени. Для человека, который пока не разделяет мою веру, но когда-то обязательно к ней придет, Распятие и Жертва Христова – событие будущего.

И в то же самое время Крест Христов – это безусловная вечность. С позиций веры жизнь человека имеет смысл, цель и вектор развития только в разрезе приобщенности ко Христу.

Возвращаемся на Голгофу. Как было сказано выше, распятый Христос Своим Божеством прозревал всех людей прошлого, настоящего и будущего. Это значит, что Он зрит сейчас и меня, пишущего эти строки, и мою семью, и всех, живущих со мною в Севастополе, и всех землян. Он видит каждый мой поступок, мысль, порыв. Для Бога будущего нет, а есть одно нелинейное настоящее. А потому Распятие Христово – это не «когда-то с кем-то», это здесь и сейчас. Здесь и сейчас! Сейчас Христос, избитый, поруганный, окровавленный, страдает на Кресте. А я и миллиарды моих современников стоим сейчас у его подножия и взираем на муки Спасителя. С каким чувством взираем? С болью, состраданием, или – с равнодушием, со злорадством и ненавистью? И каково СейЧас Христу? Муки телесные, да, но и муки душевные: Его предали на распятие не только со-временные ему книжники, законники и фарисеи, но все эти будущие миллиарды, отвернувшиеся от Него, плюющие в Него, насмехающиеся над Ним.

Вот они все столпились у подножия Креста Его: ухмыляются, потирают ручонки, а кто-то норовит еще раз и плетью ударить, кто-то – свой, личный, гвоздь в тело Его вбить. И за нас всех Он молится: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Распятие Христово – событие настоящего. Оно происходит здесь и сейчас, в душе каждого человека. Не согласны? Что ж, смотрите: когда в храме на Божественной литургии мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы делаем это в воспоминание некоего исторического события, а именно Тайной Вечери? Нет! Мы, здесь и сейчас, соучаствуем в Тайной Вечери, ибо в Чаше – истинные Тело и Кровь Христовы, а не хлеб и вино, символизирующие те хлеб и вино, которыми Христос впервые причастил Своих учеников за день до Своего распятия. Но разве ради одной Тайной Вечери пришел Спаситель на землю?

Он пришел ради Креста, ибо только через Крест было возможно спасти погибающее человечество. Однако если на каждой Литургии через Святые Дары мы соединяемся со Христом – здесь и сейчас, то неужели Распятие Христово не происходит здесь и сейчас – в моей душе, принимающей или не принимающей эту Жертву? Пусть физически я не стою у голгофского Креста, но душа моя, моя личность не должна ли сораспинаться со Христом, чтобы быть достойной принять Его Жертву? Не ждет ли распинаемый Иисус от меня, жителя XXI века, ответной жертвы?

 

Нет подвига без жертвы

Жизнь человека, верующего во Христа, называют крестоношением. Христос несет на Себе Свой Крест на Голгофу, чтобы на нем умереть за нас, принеся Себя в жертву во имя спасения всех людей. Мы несем свои жизненные кресты вослед Ему. Зачем? Чтобы сораспяться Христу, принести жертву ради своего вечного спасения. Что значит сораспяться? Значит уподобиться своему Небесному Учителю, стать хоть немного похожими на Него. К этому призывает нас Спаситель на протяжении всего Евангелия, например: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6. 36), «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). Наконец, самый известный призыв Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11. 29-30). Такое сораспятие требует от нас жертвы.

В чем заключается эта жертва? Главное – поступать по слову Божию, как велит Господь, а не как мне хочется, как я вижу правильным поступать. Правила духовной жизни для всех, кто хочет жить со Христом, изложены в Евангелии. Соблюдение этих правил – подтверждение любви человека ко Христу, сказавшему: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14. 21-22).

Исполнение заповедей Божиих требует от человека усилий. Поначалу – больших, ведь зачастую приходится ломать весь привычный уклад жизни, в центр которой был поставлен грех. Диавол, считающий грешника своей добычей, сделает все возможное, чтобы не выпустить его из своих лап, а потому борьба предстоит серьезная. Путь ко Христу – это подвиг, а нет подвига без жертвы. Но главное в том, что там, где Христос, – всегда победа. А потому тому человеку, который решил посвятить себя Христу, Он будет неотлучно помогать. И если хватит решимости у человека, хватит терпения, а жажда вечной жизни со Христом не утихнет, победит человек. И станет самым счастливым на земле.

 

Орудие казни

или символ вечной победы?

Несение креста за Христом. Что есть наш жизненный крест? Распространенное мнение: крест – это болезни и невзгоды, лишения и скорби, проблемы и утраты. Одним словом, все, что делает нашу жизнь тяжелой, зачастую – неподъемной человеческими силами. Если не роптать на эти лишения, принимать и как ниспосланные Богом ради нашего же блага, пусть пока нам неведомого, если терпеливо их переносить, уповая на помощь Божию, это крестоношение будет нам во спасение, то есть в единение со Христом. Я бы хотел, да простят меня читатели за смелость, высказать другую трактовку крестоношения. Крест – это не одни лишения, это сама земная жизнь человеческая, с ее печалями и радостями, победами и поражениями.

Сколько людей, столько и уникальных жизней, уникальных крестов. Но крест может быть орудием казни, орудием мучительной смерти, а может быть символом победы над смертью. Крест Христов – как раз такой символ: Своей крестной жертвой Господь исцелил человеческую природу, пораженную грехом, и даровал ей вечную блаженную жизнь. Если человек по рукам и ногам связан только этой земной реальностью, если его интересы целиком и полностью погружены в земную суету, так что и головы к небу некогда поднять, жизненный крест для него становится орудием казни. Человек телом, мыслями, всем существом своим может быть намертво прибит ко кресту жизни своей. Прибиты руки. Что есть руки, как не символ деятельности человека, его трудов, его активности? И вот, погрузившись в суету и забыв, что у него душа еще есть, а ей нужна соответствующая пища, человек сам прибивает себя ко кресту, ограничив «гвоздями» земных забот и хлопот земных всю свою деятельность.

Ноги – образ свободы человека, который ходит, куда хочет. Прибитые ко кресту ноги – образ свободы человека, которая связана диаволом. Однако без воли человека диавол ничего ему сделать не может: человек, погруженный в пучину страстей и грехов, сам добровольно вручает диаволу свою свободу. Ну, а куда лукавый хочет затащить доверившегося ему человека, объяснять не нужно. «Гвозди», пронзившие жизнь осуетившегося человека, это и грехи, и безбожие, и смерть. И то, и второе, и третье однозначно причиняют «распятому» страдания. Пока человек не встретит Бога, не попросит избавить его, человека, от этих страданий, он будет искать «таблетку» от душевной боли в развлечениях, в спиртном, в наркотиках.

И первое, и второе, и третье лишь усугубят страдания. Финал безбожной жизни – двойная смерть: физическая, то есть разделение души и тела, и духовная, то есть разделение души и Бога. Одним словом, ад. Сойти с креста нельзя, потому что нельзя отменить свою земную жизнь. Значит, чтобы избежать страданий, нужно обратиться к Тому, Кто перенес ужасные страдания ради того, чтобы мы не страдали. Ведь у креста, кроме горизонтальной, линейной «перекладины», есть «перекладина» вертикальная. Пусть руки и ноги прибиты. Но разве это весь я? Кто мешает мне запрокинуть голову и увидеть небеса?..

Артемий СЛЁЗКИН


Публикация
сайта Севастопольского благочиния

Симферопольской епархии