задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Грань одиночества

Грань одиночества
18.02.2019

Помните слова псалма «и ближнии мои отдалече мене сташа»? Это состояние переживает каждый, независимо от вероисповедания. В мире, где неопределенности и нестабильности подвержены все сферы человеческих отношений, где Господь попускает скорби, на время повергающие нас в изоляцию, одиночество, хотя и считается бичом современности, на протяжении истории существовало всегда. Нередко возникает вопрос, а не Божие ли это наказание?

 


Беда, которой нет

Проблему одиночества можно рассматривать с разных позиций – священника и психолога. Психолог объяснит, что любая ситуация нестабильности требует от человека привлечения дополнительных сил для адаптации к изменяющемуся миру. Однако не всякий готов к новым условиям. Это и есть почва для переживания одиночества. Священник скажет, что одиночество для православного человека – нонсенс. Это чувство, как говорится, «от лукавого», ведь человек, живущий с Богом, в согласии с Ним, не может быть одиноким. Стало быть, одиночество – это немощь, утрата доверия, предстояния перед Богом. Действительное же – человекоодиночество – было дано испытать только Христу на голгофском Кресте: «Около девятого часа Иисус возопил громким голосом: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?»» (Мф. 27.46).

Итак, проблема одиночества – реальный факт, несмотря на, так сказать, отсутствие самого явления, ибо Творец всего сущего не оставляет Своим ежеминутным промышлением все Свое творение в целом и каждую «тварь» в частности. Одиночества как такового не существует, но есть субъективно переживаемое чувство оставленности во время физической или душевной скорби. Даже по свидетельству многих христиан замечено, что в минуты испытаний (а одиночество можно воспринять и так) человек часто унывает.

При исследовании проблемы одиночества многое зависит от обстоятельств, в которых оно возникает. Например, от желания продолжить взаимодействие с кем-то, кого больше нет с нами. От ощущения, что тебя больше не любят. В силу отсутствия объекта заботы или любви. От ностальгии по утраченной глубине отношений. Из-за неумения заводить новых друзей или новые отношения…

Каждый имеет особенный опыт переживания одиночества – негативный или позитивный, хотя в целом оно полезно для верующего человека в связи с его внутренней духовной жизнью. Оно рассматривается как состояние, изначально присущее человеческому существованию, позволяющее рассуждать, анализировать, сомневаться и испытывать удовлетворение от уединения.

 

Разница в одной букве

Уединение и одиночество – понятия качественно разные. В одиночестве ты один, в уединении – един. Един с Кем-то. То есть имеешь возможность сосредоточиться, помолиться, обратиться к Богу. Дать возможность и Господу в тебе поработать. А одиночество – это пребывание в самом себе, самокопание, самолюбование: ты в это погрузился и не видишь выхода. В то время как уединение предполагает выход.

При социологических исследованиях проблемы одиночества оказалось, что причины этого явления и связанные с ним чувства соответствуют дихотомической, то есть двоичной схеме: я + ты. С христианской точки зрения это заведомо тупиковое направление. Православное понимание природы человека говорит нам о ее трихотомии: дух, душа, тело. В той же тройственной связи рассматривается и человеческая жизнь: я + ты + Он. При понимании того, что Тот, о ком мы пишем с заглавной буквы, величина постоянная, становится ясно, что человек никогда не одинок. С ним всегда Бог. Конечно, если сам человек не поставит в этих взаимоотношениях знак «минус».

При формуле «я + Он» дефицит взаимоотношений возникает лишь со стороны «я». И уже здесь может возникнуть целый класс эмоций: отчаяние, депрессия, скука, вызывающая раздражение и беспокойство, а зачастую и гнев. Одиночество – это такое состояние, когда человеку чего-то не хватает. И вот тут нужно помнить непреложный закон: если ты хочешь что-то получить, ты получишь это тогда, когда сам начнешь отдавать.

Люди по-разному переживают и оценивают свое одиночество. Те, кто находит для себя источник пополнения сил – Божественную благодать, которая «немощное врачует и оскудевающее восполняет», начинают меняться. И если в человеке начинается процесс покаяния, его жизнь получает новое наполнение, препятствующее одиночеству.

Сам Господь установил, что одиночество – это неправильно: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2.18). Поэтому мы не вправе приписывать Богу воздействие одиночеством как карой на человека за его грехи. Бог – не источник зла. Зло происходит от нашей падшей природы. Вот об этом и стоит задуматься.

Протоиерей Сергий МУРАТОВ


Публикация
сайта Нижегородской митрополии