ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
День Святого Духа, Духов День, Понедельник Святаго Духа – христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Дата праздника является переходящей и всегда понедельник. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог. В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности».
Святой Григорий Богослов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Свобода — это вожделенное слово и состояние, к которому всегда стремится человек. Многие народы боролись за свободу, за то, чтобы быть свободными от чужого ига, от порабощения. Люди погибали за свободу, и многие страны празднуют День освобождения, День свободы. Сегодня Церковь и все мы празднуем день свободы в Духе Святом.
Апостол Павел говорит: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Люди борются за свободу политическую, экономическую, личную свободу, но очень часто в этой борьбе они движимы совсем неправильными желаниями и часто становятся участниками дел тьмы, сами того не понимая, думая, что они борются за что-то светлое, стремятся к чему-то хорошему, что облегчит им жизнь, сделает их лучше. Но ничто не сделает их лучше, чем благодать Святого Духа, которую Бог Отец ниспосылает по обетованию Сына всем нам.
Дух Святой — вот источник истинной свободы. Свобода в Духе Святом — это то, ради чего можно пожертвовать любой свободой, и любым достоянием, и любым богатством в этом мире. Нам Творец совершенно безвозмездно дает эту свободу в Духе Святом. Благодать Святого Духа очищает и освобождает нас от рабства греху.
Часто мы, христиане, получив эту благодать забываем о том, с каким благоговением надо относиться к этой свободе и оскверняем ее, оскорбляем ее и сами добровольно возвращаемся в рабство греху.
Об этом апостол Павел сегодня говорит: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8).
Благость, праведность и истина — вот лицо истинной свободы в Духе Святом, к которой призывает нас Господь наш Иисус Христос и Бог Отец и Божественный Дух.
Аминь.
В День Святого Духа установлено также празднование Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.
Тупичевская икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда эта икона называлась еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа.
В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский монастырь.
Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре на месте, где был погребен праведный Лазарь, и была помещена в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее чудесного обретения.
В IX веке для иконы была выстроена церковь Панагии Ангелоктисты, что в переводе означает «церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, строительство храма началось не совсем на том месте, где он расположен в настоящее время, а немного в стороне. На следующий день после закладки фундамента неожиданно обнаружилось, что он непонятным образом переместился в то место, где сейчас и стоит церковь Божией Матери. Именно отсюда и пошло ее название.
В сказании, помещенном в греческом синаксаре на неделю Православия, говорится о том, что святой образ был поставлен на воротах, ведущих к церкви. Однажды проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил стрелу и попал в колено изображенной на иконе Пресвятой Богородицы. Рана тотчас же обильно закровоточила, обильно обагрив землю. Обезумевший аравитянин бросился скакать домой, но вскоре упал замертво на землю.
В России известны списки Кипрской иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями и находившиеся в Успенском соборе Московского Кремля и храме святителя Николая в Голутвине.
Святыней упраздненного ныне Стромынского монастыря был список с древней чудотворной иконы. Ныне он пребывает в Успенском храме села Стромынь (см. Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери).