В Субботу Акафиста состоялось архиерейское Богослужение
Повеленное тайно прием в разуме,/ в крове Иосифове тщанием предста Безплотный,
глаголя Неискусобрачней:/ приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя,/
Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак,/ ужасаюся звати Тебе:
// радуйся, Невесто Неневестная.
Тропарь Субботы Акафиста, глас 8
4 апреля 2010 года, в Субботу Акафиста – праздник Похвалы Пресвятой Богородицы –.Высокопреосвященнейший митрополит Никон в сослужении духовенства обители совершил Божественную литургию во Владимирском соборе обители.
Праздник похвалы Пресвятой Богородице установлен в IX веке в благодарность за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Божией Матери от нашествия врагов.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в Константинополе были воздвигнуты в честь Божией Матери.
Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой.
В ночь, когда соединенные силы агарян и персов двинулись на город с моря и с суши, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали.
Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
С того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник Акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс.
Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского, затем — в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
+++
«Слушайте, все грешники (среди которых я – первый); и к вам, как и к самому себе, обращаюсь с такими словами: будем повторять ангельское приветствие Деве – «Радуйся», будем читать акафистные молитвы, припадем к Владычице нашей и помолимся Ей.
Мы ведь не воздерживаемся от грехов наших и не приходим к истинному покаянию. Что же нам думать: будут ли угодны Пресвятой Деве Богородице наши молитвы, пение и поклонение? Рассудим об этом.
Если бы кто, видя матерь, держащую на руках единородного своего сына, похитил из рук ее сына, бросил его на землю и стал попирать ногами; если бы пред матерними очами он проколол ребенка в сердце, а потом приступил бы к матери и, кланяясь ей, сказал: «Радуйся, здравствуй и будь милостива ко мне!» – будет ли угодно матери такое поклонение убийцы? Рассудите сами. Конечно, не будет.
Мы же, нераскаянные грешники, какие тяжкие грехи совершаем и как часто Сына Девы, Христа Господа нашего, похитивши из рук пренепорочной Матери, повергаем и попираем?! Как часто мы Его прободаем, «вторицею распинающе Сына Божия» (Евр. 6:6). Видит все это Матерь Божия! Мы же, вторично распявши Ее Сына, припадаем к ней и говорим: радуйся, будь милостива к нам! Не больше ли этим прогневляем Ее и обновляем сердечную рану, бывшую у Ней некогда под крестом?
Будем помнить это хорошо и прежде всего примиримся с Богом; тогда мы умилостивим и Богородицу. Тогда только будет приятно Ей наше пение, благодарение, поклонение и хваление! Тогда угодно будет Ей наше приветствие: «Радуйся!» Теперь же мы возопием к ней: «От всех нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная». Аминь.
Из Слова в субботу 5-ю, похвальную, Великого поста, святителя Димитрия Ростовского
… жизнь жительствует