В Задонской обители совершили последнюю в этом году Пассию
Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго,
зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася.
Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение
Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти:
Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.
(Кондак 1 Акафиста Божественным Страстям Христовым)
Вечером 5 апреля 2020 года в Задонском мужском монастыре состоялась последняя в этот году Пассия. Богослужение совершил игумен Савватий (Корнеев) в сослужении духовенства обители.
Песнопения Пассии исполнил братский хор (регент – иеромонах Глеб (Мандзяк).
Пассия, что в переводе означает «Страдания», – особое великопостное Богослужение, полностью посвященное воспоминаниям страстей (страданий) Спасителя, воспринятых Господом Иисусом Христом ради спасения каждого из нас.
Самая поздняя по времени составления, эта служба стала одной из любимых в православном народе, свято чтущего великую Цену искупления рода человеческого пролитием Пречистой Крови Самого Господа нашего Христа (см. 1 Кор 7:23).
Пассия совершается четыре раза в год. За каждым из последований прочитываются евангельские тексты, повествующие об искупительных страданиях Спасителя. За первой Пассией читаются 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй – 14 и 15 Евангелия от Марка, за третьей 22 и 23 главы Евангелия от Луки. На последней Пассии читаются 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна Богослова.
Во время Пассии в центре храма, напротив Царских Врат ставится святое Распятие, как бы в напоминание того, что вход в Небесные обители Господь открыл нам на Голгофе. Через свою личную голгофу предстоит вход туда и каждому верному ученику Христову.
Молящие стоят на Пассии с зажженными свечами – символом горения сердец живой верою, образом лампад, исполненных елеем благодати, мудрых дев, вышедших на сретение Жениху.
Чинопоследование Пассии призвано помочь православным проникнуться Величием свершившегося События, восплакать о своих грехах, возведших на Крест Самого Бога. «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк 23:28).
Начинается Пассия умилительным пением хора песнопений из Богослужений Великой Пятницы. Слова великого прокимена «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» относят присутствующих к молению Спасителя в Гефсиманскому саду, напоминают, к Кому мы должны прибегать в каждой скорби великой и малой.
По изнесении святого Евангелия на середину храма началось чтение акафиста Божественным Страстям Христовым.
По окончании евангельского чтения хор пел стихиру Великого Пятка: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо
Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению».
По окончании пения стихиры к молящимся обратился с проповедью о Кресте иеромонах Антоний (Киреев), напомнив слова апостола Павла: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 18-21), а также многократно повторяющиеся в Священном Писании слова, обращенные Богом к верным душам: «Не бойтесь».
После сугубой ектении следовала коленнопреклоненная молитва ко Господу Иисусу Распятому: «На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой…»
Под пение стихиры Великого Пятка «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» духовенство, монашествующие и миряне совершили поклонение Кресту Христову.
Завершилась еще одна Неделя Великого поста. С утра в обители ярко светило солнышко, освещая нежные, почти прозрачные лепестки крокусиков, первыми украсившими разноцветными цветками монастырские клумбы. В обед подул ураганный ветер и тяжелые тучи заслонили небо, на давно уже одетую по весеннему землю полетели огромные пушистые хлопья снега, застилая монастырский двор белоснежным ковром. После Пассии буря улеглась, снег растаял, и воздух наполнила прохладная свежесть.
Слава Тебе, исцеляющему сокрушенныя сердцем …исчитающему множество звезд …приемлящему кроткия …смиряющему грешники …одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, …благоволящему боящимся Тебя и уповающим на милость Твою (ср. Пс 146).
Старцу единому Святому, иже всегда размышляя страдания Христова горько рыдаше, явися Христос и сказа ему подробу: како претерпел и колико крове спасения ради человеческаго пролия.
Начен от вечери четвертковыя даже до погребения, самых воздыханий сердечных испустих — сто девять.
Кровных каплей от тела моего истече всех одинадцать крат сто восемь тысяч двести двадцать пять.
Воинов вооруженных, посланных взяти Мя — сто осьмнадцать. К ним же примучися от протых безчинных людей, двести тридцать: яко быти всех триста сорок восемь. Три воина ведоша Мя и пакости различныя дьяху. За власы и браду троган бых и ввлачим семьдесят семь раз.
Поткновен падох на землю, начен от вертограда до Архиерея Анны — седмижды.
Дланми по устом и ланитом претерпех ударений — сто пять.
Пястьми в лице — дважды.
Порыван и дручен от начала страсти до конца — сто семьдесят раз.
Синих ударений имел — тысячу сто девносто девять.
В ноги ударен бех — сто сорок, в голени — тридцать два.
В столпе смертне ударен бех — единою.
При столпе ран приях — тысячу шесть сот шестьдесят шесть.
Смертнаго о землю ударения — три. Егда возложиша на Мя тернов венец, удариша Мя по главе тростию и палицею со всей силы — сорок раз.
От сих ударений пять остей от тернова венца пронзоша Ми кость до мозгу: от них же три преломлены осташа во главе, с ними же и погребоша Мя.
От продения венца терновнаго истече крови каплей — три тысячи.
А ран бяше в главе терновым венцем пробеденных — тысяча; понеже венец, возложен на главу, спаде разов восемь.
Егда от претора веден бых на Голгофу, неся крест, падох на земли пять раз; тогда подъях ударений смертных — десятнадцать; и подношен бех от земли за власы и усы — двадцать три.
На земле лежа, донельже прибит на крест и поднесен, плевотин в лице подъях — двадцать пять.
В лице и уста удариша Мя пястьми — разов пять, от которых ударений, крови из уст и ноздрей много истече: тогда и два зуба избиша Ми.
Между очию удариша Мя пятьми — трижды.
Терзаху за нос — разов двадцать, за уши — тридцать.
Ран великих бяху Ми — семьдесят две. Ударении велики в перси и в главу приях — пятьдесят восемь.
Обаче три наибольшие болезни тогда в страдании Своем имех: