Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 19 марта

Мучеников 42-х, в Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845).

Преподобномучеников Конона и сына его Конона (ок. 270-275); Максима. Мученика Евфросина. Святого Анфима. Обретение Честного Креста и гвоздей святою царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преподобных Аркадия Кипрского (после 361) и учеников его: мучеников Иулиана и Еввула (ок. 361); Иова (в схиме Иисуса) Анзерского (1720).

Икон Божией Матери: Ченстоховской (IV), Шестоковской или Шелтомежской (XVIII), и именуемой «Благодатное Небо» (XIV).

 

42 СВЯТЫХ МУЧЕНИКА В АММОРЕЕ

Во время войны между греческим императором Феофилом (829-842) и сарацинами, последним удалось осадить город Амморею (Галатия). В результате измены военачальника Вадитзиса Амморея пала, а сорок два ее защитника – воина были захвачены в плен и отправлены в Сирию. В течение семи лет томительного заключения пленников тщетно убеждали отказаться от христианской веры и принять мусульманство. Они упорно отвергли все лестные предложения и мужественно выдержали страшные угрозы. После многих пыток, так и не сломив дух воинов-христиан, их осудили на смерть. Стойкость святых надеялись поколебать и перед самой казнью. Воину Феодору говорили: «Нам известно, что ты, оставив священный сан, стал воином и проливал кровь. Ты не можешь надеяться на Христа, – признай Магомета». Но мученик уверенно отвечал: «Я не отрекся от Христа, а за то, что оставил священный сан, должен пролить свою кровь».

Приговоренные спокойно и бесстрашно подходили к палачам. Их обезглавили, а тела бросили в реку Евфрат. В службе прославляются святые страстотерпцы: «всеблаженный» Феодор, «непобедимый» Каллист, «доблий» Константин, «чудный» Феофил и «крепчайший» Васой.

Предатель же Вадитзис не избежал позорной участи: враги знали, что нельзя доверять изменнику, и умертвили его.

 

ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ГВОЗДЕЙ СВЯТОЙ ЦАРИЦЕЙ ЕЛЕНОЙ ВО ИЕРУСАЛИМЕ

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306-337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши».

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.

 

ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября). Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66 — 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга — 1268 — 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе — (горе «свидения» — так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.

В середине XVII века шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков как для католических, так и для православных храмов.

В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии Чудотворная икона была поставлена в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.

 

ШЕСТОКОВСКАЯ, ИЛИ ШЕЛТОМЕЖСКАЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.

Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название — Шелтомежская.

Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.

В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.

Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).

Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.

Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.

Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ АНЗЕРСКИЙ

Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!». Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших — ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных — накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.

Слава о добром пастыре дошла до самого царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться.

С годами отец Иоанн, посвятив себя Богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц.

В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, «он яко духовник не открыл начальству»), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем.

Помня слова Господни: «Ему же дано будет много, много и взыщется от него» (Лк. 12, 48), – на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.

В 1710 году преподобный Иов принял великий Ангельский образ с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофою, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудесный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг.

В 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.

Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.

За Богоугодную жизнь преподобный был удостоен особенных откровений. По его горячим молитвам Сама Пресвятая Богородица явилась ему в келлии и назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря. Когда был открыт чудесный источник, преподобный вразумил братию: «Никогда не скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: «Мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас». Святой угодник с помощью Божией сумел предвидеть злые намерения пришедших однажды к нему чужих людей и своей молитвой: «Господи, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу», – усыпил злоумышленников на пять дней и ночей и этим привел их к искреннему раскаянию. В другой раз он наказал воров, заставив простоять их неподвижно под тяжестью награбленного два дня, пока те не взмолились о пощаде.

Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины. Еще задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Всю жизнь посвятив служению Богу и ближним, смиренный подвижник, готовясь к назначенному часу, сокрушенно каялся, что слишком мало угождал Господу.

Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день, – в Неделю Православия, – утром, до восхода солнца 6 марта 1720 года.

В предсмертные минуты святого келлия его озарилась необыкновенным светом, разлилось благоухание и слышна была псаломская песнь: «Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих» (Пс. 41, 5).

 

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КОНОН И СЫН ЕГО КОНОН

Святой преподобномученик Конон жил в Иконии (Малая Азия). Овдовев, он с семилетним сыном удалился в монастырь. Благочестивой жизнью святой сподобился помощи свыше — он изгонял бесов, исцелял больных, давал слепым прозрение, проповедовал учение Христа среди язычников и обратил многих. Слух о нем дошел до правителя Дометиана, гонителя христиан. Святого Конона призвали на суд и заставляли принести жертву идолам, но проповедник не сдался и был предан истязаниям. На суд был доставлен и семнадцатилетний сын мученика — диакон Конон. После того, как льстивыми уговорами и его не удалось заставить отречься от Истинной веры, отца с сыном стали жестоко пытать: на раскаленном железном одре, обнаженных, их обливали горячим маслом, бросали в котел с кипящим оловом, серой и смолой, вешали вниз головой и опаляли смрадным дымом, но, хранимые силой Небесной, святые мученики оставались невредимыми. Пристыженные мучители в ярости изыскали страшный способ уничтожить проповедников — перепилить их деревянной пилой. Узнав о таком приговоре, святые испросили время для молитвы и воззвали ко Господу: «Благодарим Тебя, Господи, что сподобил нас пострадать за Имя Твое! Молим Тебя, дай мир Церкви Твоей, посрами преследующих ее, утверди и умножь верующих в Тебя, нас же приими к Себе и дай покой душам нашим».

И раздался Глас Божий с неба, призывавший святых страдальцев. Осенив себя крестным знамением, святые мученики предали души Господу. Тотчас произошло землетрясение, и пали в городе все идольские капища.

Монахи тайно похоронили тела мучеников в монастыре, где святые подвизались при жизни. Это произошло в царствование Аврелиана, в 270 — 275 гг. Впоследствии мощи святых мучеников были перенесены в Италию, в город Ацерру (в Кампании).

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АРКАДИЙ КИПРСКИЙ

Преподобный Аркадий с юности всецело посвятил себя иноческим подвигам. Святой подвизался на острове Кипр во времена императора Константина Великого (306 — 337). Он был наставником святых мучеников Иулиана-врача и Еввула, казненных Юлианом Отступником (361 — 363). Оплакав мученическую смерть своих учеников и предав земле их тела, преподобный Аркадий в скором времени сам мирно отошел ко Господу.

 

ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫЙ ФРИ­ДО­ЛИН ЗЕ­КИН­ГЕН­СКИЙ

Пре­по­доб­ный Фри­до­лин Зе­кин­ген­ский († 538), по пре­да­нию, про­ис­хо­дил из бла­го­род­но­го ир­ланд­ско­го се­мей­ства. В кон­це V ве­ка он при­был из Ир­лан­дии в Пу­а­тье, так как ему бы­ло ви­де­ние святителя Ила­рия Пик­та­вий­ско­го (па­мять 13/26 ян­ва­ря – галл., греч., ру­мын.), в ко­то­ром тот по­про­сил Фри­до­ли­на най­ти его мо­щи. Фри­до­лин на­шёл мо­ги­лу свя­ти­те­ля и цер­ковь, раз­ру­шен­ную при ве­ли­ком пе­ре­се­ле­нии на­ро­дов. Им бы­ли по­гре­бе­ны най­ден­ные сре­ди му­со­ра мо­щи свя­ти­те­ля и воз­двиг­ну­та но­вая цер­ковь в его честь. За это епи­скоп Пу­а­тье на­зна­чил его игу­ме­ном мо­на­сты­ря, при­над­ле­жав­ше­го церк­ви. По­сле по­втор­но­го ви­де­ния св. Ила­рия Фри­до­лин от­пра­вил­ся в Страс­бург, Кон­станц и Шур, в края, на­се­лён­ные ала­ма­на­ми, где воз­двиг мно­го­чис­лен­ные хра­мы, освя­щён­ные в честь свя­тителя.

В ко­неч­ном ито­ге св. Фри­до­лин на­шёл ост­ров на Рейне, ко­то­рый был ему от­крыт во вре­мя ви­де­ния, и по­се­лил­ся на нём. Это был ост­ров Зе­кин­ген (S?ckingen) к во­сто­ку от Ба­зе­ля. Но мест­ные жи­те­ли, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли этот ост­ров для вы­па­са ско­та, при­ня­ли свя­то­го за во­ра и из­гна­ли его. Ко­роль фран­ков Хло­двиг I да­ро­вал свя­то­му этот ост­ров, Фри­до­лин вер­нул­ся ту­да и ос­но­вал муж­ской мо­на­стырь, став­ший цен­тром еван­гель­ской про­по­ве­ди в верх­нем те­че­нии Рей­на. Преподобный ос­но­вал Шот­ланд­ский мо­на­стырь в Кон­стан­це, со сво­ей про­по­ве­дью он до­хо­дил до Аугс­бур­га.

Скон­чал­ся в 538 го­ду в Зе­кин­гене и был там по­гре­бён. В на­сто­я­щее вре­мя его мо­щи по­чи­ва­ют в Вене, в со­бо­ре свя­то­го Сте­фа­на. В Ран­квай­ле (Rankweil), что в зем­ле Фо­рарль­берг (Vorarlberg), Ав­стрия, в ча­совне свя­то­го Фри­до­ли­на пре­бы­ва­ет его мо­лит­вен­ный ка­мень.