Православный календарь 16 апреля
Преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской (824).
Мученицы Феодосии девы (307-308). Преподобного Иллирика. Мучеников Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Преподобного Нектария Бежецкого (ок. 1492).
Иконы Божией Матери, именуемой «Неуведаемый Цвет».
Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 2 июня и 13 марта).
Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.
Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.
Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.
Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.
В те годы при императоре Льве Армянине (813-820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царь-граде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806-815; † 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.
Тогда император и лжепатриарх Феодот решил хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820-829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.
Преподобный Иллирик чудотворец подвизался на горе Марсион в Пелопоннесе. Время жизни и подвигов неизвестно.
Преподобный Нектарий Бежецкий был пострижеником Троице-Сергиевой обители. В середине ХV века он поселился в дремучем лесу Бежецкого верха, где построил себе келлию. Подвиги и духовная мудрость преподобного привлекли к нему многих, желавших жить под его руководством. В скором времени иноки построили церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и обнесли ее оградой. Новая обитель была одной из беднейших, которые, по выражению летописца, строились «слезами, постом и бдением». По общему согласию всей братии игуменом монастыря был избран ее основатель преподобный Нектарий. Скончался преподобный Нектарий 3 апреля 1492 года.
Святая мученица Феодосия Тирская пострадала в 307 году. 29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию.
Однажды, во время гонения на христиан, которое длилось уже пять лет, семнадцатилетняя Феодосия подошла к осужденным узникам-христианам, находившимся в претории. Был день Святой Пасхи, и мученики говорили о Царствии Божием. Святая Феодосия просила их помянуть ее пред Господом, когда они предстанут Ему. Воины увидели, что девушка поклонилась узникам, взяли ее и отвели к правителю Урвану. Правитель заставлял девушку принести жертву идолам, но она отказалась, исповедуя свою веру во Христа. Тогда святую подвергли жестоким истязаниям, тело ее строгали железными когтями так, что обнажились кости. Мученица молча и с радостным лицом переносила страдания и на вторичное предложение правителя принести жертву идолам ответила: «Безумный, ведь я сподобилась присоединиться к мученикам!» Девушку с камнем на шее бросили в море, но Ангелы вывели ее из пучины. Тогда мученицу отдали на съедение зверям. Видя, что звери ее не трогают, мучители отсекли ей голову. Ночью святая Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: «Смотрите, вот какой великой славы вы хотели меня лишить!»
Святые мученики Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик пострадали за исповедание веры в Иисуса Христа. Святому Елпидифору отсекли голову мечом. Святого Дия побили камнями. Святой Вифоний был утоплен в море, а мученик Галик отдан на съедение зверям.
Впервые икона появилась в Греции в далёком от нас семнадцатом веке. По сути, это художественное преподнесение текста Акафиста Богородице, в котором Пречистая Дева названа «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты». Дева Мария обнимает одной рукой младенца Иисуса, а в другой бережно сжимает нежную лилию. Этот светлый цветок — символ Богоматери; он свидетельствует о чистоте, неувядаемости и непорочности Девы Марии.
Если вспомнить Священное Писание, то именно белоснежную лилию Гавриил, вестник Божий, архангел, преподносит Богоматери в день Благовещения, как знак того, что она избрана для высокой миссии – рождения Спасителя.
На горе Афон издавна соблюдается старая добрая традиция: в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы к иконе «Неувядаемый цвет» возлагают цветущие растения, которые удивительным образом сохраняются свежими и источающими аромат в течение 5 месяцев, до Успения Богоматери, хотя лежат без влаги и света.
Возрождённый благоухающий цветок в иконописи – символ того, что душа наша бессмертна, а человек всегда может вернуться к праведной жизни. Но это возможно только после покаяния и горячей молитвы к Иисусу Христу и Его Пречистой Матери.
Кроме цветка лилии иконописцы прошлого и настоящего времени использовали и другие символы. Например, в руках Богоматери или маленького Иисуса могли написать розу. Царица цветочного мира всегда считалась символом настоящей любви. Вспомним слова Евангелия:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
В былые времена нередко украшали образ гирляндой ярких цветов. Дева Мария могла держать в руке цветочный скипетр – знак божественной власти. Эту же власть подчёркивали и короны (или венцы) на головах Богородицы и Богомладенца.
Немало чудесных событий, спасений и исцелений связано с иконой «Неувядаемый цвет».
Пример тому — дивная история Богородицы, «живущей» на горе Фавор в Израиле. Необычность этой святыни в том, что она бумажная, да ещё и чёрно-белая. Это литография, которая в середине 20 века была приобретена набожным обитателем острова Крит.
Крепко уверовав в Божию волю, он свернул лист бумаги с изображением Богородицы и Младенца, поместил в сосуд, запечатал его и отпустил в море. В приложенной к иконе записке содержалось пожелание: чтобы икона достигла Святой Земли. В этом же послании мужчина испрашивал молитвы за себя.
После многомесячного плавания послание попадает в руки к епископу города Назарет, по распоряжению которого икону вставляют в киот и переносят в греческий храм города. Вскоре образ стал чудотворным и почитаемым. После молитвы перед ним многие люди излечивались от тяжёлых недугов. Когда паломников стало очень много, икону перенесли в Преображенский монастырь на горе Фавор.
Игумен фаворского монастыря смог отыскать на острове Крит благочестивого христианина, который решил отправить святой образ в путешествие по морю. Житель острова Крит всю жизнь сохранял в своём сердце верность православию. Он умер, прожив долгую жизнь, более 100 лет.
А литографическая икона «Неувядаемый цвет» по сей день привлекает богомольцев на гору Фавор. Образ Богородицы с Младенцем окружают фотоснимки благодарных паломников, которые удостоились милости Божией Матери.
В России до революционных событий хранилось немало списков иконы. Один из самых ранних с конца семнадцатого века можно было увидеть в одном из женских монастырей, Свято-Алексеевской обители города Москвы. Она была предназначена для девушек, пожелавших остаться чистыми, нетронутыми, посвятить себя Богу. К сожалению, эта икона была утеряна, но в монастыре есть ее копия. Обитель находится по адресу: 2-й Красносельский пер., 7, Москва.
Среди барышень на выданье, невест святой образ почитается по сей день. Душевная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» позволяет сохранить юношам и девушкам чистоту и девственность до свадьбы, найти достойного, благочестивого спутника или спутницу жизни.