«Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»…
«Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»…
01.04.2019
Каждый, наверное, сталкивался в храме с «народными богословами», которые указывают передавать свечи через правое плечо – «справа же ангел стоит», не резать арбузы в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – «грех Иродиады на себя примешь» и делятся многими другими богословскими «открытиями». Но все это не так безобидно, как может показаться. Вот, например, рассказывают некие «знающие люди» как непререкаемую истину, что диавол не может в различных видениях и снах принимать образ Пресвятой Богородицы, будто бы ему это запретил Сам Господь Иисус Христос. О том, что стоит за такими утверждениями, рассказывает духовник Нижегородской семинарии и преподаватель аскетики на образовательных курсах для монашествующих при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре иеромонах Лаврентий (Собко).
Православное богословие и православная аскетика интересуются данной проблемой не умозрительно, ради упражнения ума, а в связи с духовным явлением, которое святые отцы называют «прелесть». Иногда искренне молящемуся, но еще не очистившему свое сердце от страстей бывают различные явления, которые человек, не укорененный в православной традиции, может принять за явление Небесных Сил, святых, Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. О подобном явлении предупреждает нас еще апостол Павел: «И неудивительно: потому что если сам сатана принимает вид Ангела света, то что великого, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор 11. 14). При поверхностном рассмотрении этого отрывка может показаться, что под Ангелом света здесь подразумевается какой-либо ангел или, учитывая, что это слово написано с большой буквы, Сам Господь наш Иисус Христос. Чтобы понять, так ли это, обратимся к монашеской традиции.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем наставлении «О недоверии сновидениям» пишет: «И во время сна они (демоны) искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде Ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни».
От том же предупреждает преподобный Макарий Оптинский: «Демоны не могут представить истинного образа Владыки Христа, как сказано в книге Варсонуфия Великого, в ответе 413, но они, к обольщению, представляют образ простого какого-либо человека. Также должно разуметь и о представлении вам на иконах мнимого образа Божественного Младенца и Божией Матери и других лиц».
С большим количеством подробностей такое явление описано в «Посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого Афонского» (Глава 13. Впадение Кунава в прелесть и его погибель): «…Когда так говорил несчастный, вдруг по мечтательному действию бесовскому зажглась лампада, появился бес во образе Андрея и говорит ему: «Радуйся, отче Кунаве, превзошел ты меня в добродетелях» (то есть в подвиге). И стал пересказывать бес во образе Андрея все подвиги, которые совершал Кунав в течение этих пяти месяцев. Когда он еще говорил это, пришел и другой бес, сильно сияющий светом, которым блистал, как солнце, и сказал ему: «Радуйся, Кунаве, потому что угодил ты Царице Небесной; Она Сама идет посетить тебя, посмотреть на ангельскую жизнь твою и твой великий подвиг. Выходи же встретить ее и поклониться Ей как Царице». В то время как он говорил это, пришел другой бес светящийся и сказал: «Приготовим трон Царице, ибо идет Она». Говорит другой бес: «Мы пойдем с Кунавом, чтобы встретить Ее, а ты приготовляй трон». Пошел несчастный Кунав с бесом и поклонились оба бесу, якобы Царице Спасения; Кунав сказал так, как научил его бес. Бес же во образе Царицы, увидав, что Кунав поклонился ему, восстал с трона своего, обнял, поцеловал его и сказал: «Желательно было мне, чадо мое, только взглянуть на тебя и удостоилась сего слава моя. Требуй же теперь от меня, чего желаешь»».
Так как святоотеческие творения в прежние времена бывали не всем доступны, наша Святая Церковь позаботилась дать эту информацию в специальном справочнике для священников – «Настольной книге священнослужителя». В четвертом томе в разделе «О прелести» мы читаем: «Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения»: сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений. Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-либо угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался «умному деланию» без пастырского руководства».
Откуда же взялось тогда мнение, что ангел тьмы не станет принимать образ Пречистой Девы? Его автором, если так можно выразиться, является известный лжепророк и основатель сектантского движения «Православная церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр») Иоанн Береславский. Так как он пророчествовал от имени Божией Матери, естественно, ему было необходимо придать авторитет своему пророчеству. Такие же лжеучения распространяет и некая «матушка Фотинья» — «священница» или «епископесса» псевдоправославного монастыря в Большой Ельне (Нижегородская область) и автор-распространитель так называемой богородичной иконы «Воскрешающая Русь».
На Руси издревле особо почитали Пресвятую Деву, у нас множество храмов и обителей, посвященных Ей. Естественно, что простодушные почитатели восприняли обсуждаемое заблуждение как своеобразный комплимент Божией Матери и стали распространять это мнение уже под видом православного учения. Однако подобный комплимент сродни католическому схоластическому мнению, будто бы Пречистая Дева была изначально избавлена Богом от первородного греха. Желая польстить Деве Марии, католики на самом деле уменьшают Ее личный подвиг. Пресвятая Богородица, как учит наша Церковь, стала более чествуемой, чем херувимы, и более славной, чем серафимы, благодаря своей кротости, смирению и послушанию Своему Божественному Сыну и лишь пройдя весь путь испытаний и страданий, а не чудесным сверхъестественным образом.
Интересно, что то, о чем мы с вами говорим, несмотря на сложность рассуждений, давно и хорошо известно православным иконописцам. К ним регулярно приходят люди, желающие заказать себе не канонический образ, а икону Спасителя, Божией Матери или святых, как они им привиделись в состоянии экстаза или сонном видении.
Публикация сайта Нижегородской митрополии