Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме
19 марта православная церковь вспоминает обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой во Иерусалиме.
По словам св. Иоанна Златоуста, «Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом».
Признание христианства
В 70 году Иерусалим был завоеван и разрушен римским императором Титом. Позднее римский император Адриан (117-138), ревностный язычник, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, назвав его в свою честь. Андриан уровнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу, на которой поставил святилище Юпитера Капитолийского. А на Голгофе был построен храм Афродиты-Венеры. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа.
Нечестивый царь все делал для того, чтобы люди забыли о Христе Спасителе и никогда не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, пострадал и со славою воскрес.
Прошло около 200 лет после этих событий, и на царство вступил Константин Великий (306-337), первый из римских императоров, признавших христианскую религию.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византий, который был переименован в Константинополь.
Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.
В 313 году он прекратил гонения на христиан, им даровалась свобода вероисповедания. Его Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества – церквей, кладбищ и другой недвижимости.
Константин Великий вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим, очистив все связанные с памятью Спасителя места от скверных языческих культов и все их освятить.
В 325 году на Никейском соборе он добивается от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поиска гробницы.
Труды равноапостольной Елены
Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в 326 году в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства.
Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам Креста Господня.
Святая царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень.
Рядом с засыпанным Гробом Господним обнаружили лобное место на Голгофе, как об этом свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором никто еще не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Снеся языческий храм, рабочие обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище – ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом.
Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами. В I веке такая плита была редким новшеством, ее могла себе позволить только очень богатая семья. В Евангелии от Матфея сказано: «И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60).
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
По преданию, чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и от Креста Господня мертвец ожил.
Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь. По преданию, по дороге домой, она оставляла частицы Честного Креста в основанных ею монастырях.
Иоанн Златоуст писал: «Многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».
Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви.
Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).
Свой жизненный путь Святая Елена завершила в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).