Сокровища Маленького принца
Сокровища Маленького принца
08.02.2019
Многие из нас читали книги известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Среди самых известных – «Цитадель», «Планета людей», «Маленький принц». И у всех его произведений есть главное – то, что объединяет эти книги: в них сокрыты Евангельские истины, которые учат добру, любви, пониманию, учат видеть скрытые от глаз сокровища, которые можно почувствовать только сердцем. Евангельские сокровища книг Экзюпери – словно колодцы в пустыне, описанные в «Маленьком принце»: поначалу можно их и не заметить, но от того, что они там спрятаны, вся книга приобретает особое сияние тайны.
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де Сент-Экзюпери
Все Евангелие обращено к душе человека как высшей ценности всего мироздания. Антуан де Сент-Экзюпери тоже много говорит о человеке и смысле его жизни. «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
В наше время у многих людей временное и земное заграждает вечное и духовное. А что ждет в будущем человека, который ориентирован лишь на материальное? «Работая только ради материальных благ, – пишет А. Сент-Экзюпери, – мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». «Верно, кто добивается лишь материального благополучия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить». Его слова вторят Евангелию от Матфея, в котором говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Понятие «человек» у Сент-Экзюпери недвусмысленно связано с теми традиционными ценностями, которые лежат в основе христианской культуры. В своих последних сочинениях (в «Военном летчике» и «Цитадели») писатель со всей убежденностью призывает оглянуться назад, на то время, когда «духовная культура опиралась на Бога»: «И вот теперь мне кажется, что я подхожу к концу долгого странствия. Я не открываю ничего нового, но, словно очнувшись ото сна, заново вижу все то, на что уже давно перестал смотреть».
По мнению Сент-Экзюпери, понятие «Человек» нельзя подменить понятием «средняя личность или совокупность людей», невозможно вывести понятие «человека» с помощью логических и моральных аргументов. «Сумма не есть Сущность», – напоминает писатель. Сущность нужно в себе создавать, и делать это можно только при помощи действий, главное из которых – жертва. Жертва – «это отдача себя Сущности», от которой человек считает себя неотделимым. Только в этом случае, считает Сент-Экзюпери, можно говорить о «соборе», а не о «коллективе-муравейнике».
Таким образом, восхождение личности к человеку – это путь возвращения к утраченным и извращенным понятиям «равенство», «свобода», «любовь», «жертва», к тем основам «истинного бытия», которые обретают свой реальный смысл только тогда, когда человек сквозь них созерцает Бога: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15.13).
«Сила притяжения», о которой говорит Сент-Экзюпери, – это возможность вновь обрести духовную связь человека с его Создателем, вернуться к своим истокам. Экзюпери писал: «Я понимаю, наконец, почему любовь к Богу возложила на людей ответственность друг за друга и предписала им надежду как добродетель. Ведь каждого человека она превращала в Посланца того же самого Бога, в руки каждого отдавала спасение всех. И никто не имел права отчаиваться, потому что каждый был вестником кого-то более великого, чем он сам. Отчаяние было равносильно отрицанию Бога в самом себе». Долг надежды можно было бы выразить так: «Значит, ты придаешь себе такое огромное значение? Сколько же самодовольства в твоем отчаянии!»
Если цель христианской жизни – достижение любви (вспомним слова из апостольского послания «достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных»), то нам важно знать эти пути. И Сент-Экзюпери через свои книги дает на этот счет нам очень ценный совет: «Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Если бы в каждой семье люди не высматривали недостатки в поведении родного человека, его внешности, характере, наконец, страстях, которыми поражена всякая человеческая душа; если бы близкий нам человек воспринимался как образ Христа, которому нужно послужить в духе заботы и любви, тогда бы наша жизнь действительно преобразилась. Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13. 4-7).
Смотреть в одном направлении, туда, где Христос и Его Евангелие, туда, где вечность и Царство Божие. Как это важно понять и, самое главное, исполнить.
Юлия МАХОНИНА
Публикация журнала «Древо»
(Самарская епархия)