«Отец Виталий был Ангел, а не человек…»
Вечером 30 ноября Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре почтили память схиархимандрита Виталия (Сидоренко) – духовного отца Высокопреосвященнейшего схимитрополита Никона (Васина).
По традиции на панихиду собрались почитатели старца, выходца Глинской пустыни, одного из ближайших чад прославленного ныне в лике святых преподобных схимитрополита Серафима (Мажуги).
По завершении Богослужения Владыка Никон поделился воспоминаниями о своем духовном отце, отметив, что, будучи направлен правящим архиереем в 1991 году с небольшим числом братии и сестер возрождать Задонскую обитель, стремился устроить здесь иноческую жизнь в святоотеческом духе, советуясь и испрашивая благословение отца Виталия по каждому вопросу.
Молитвами старца преодолевались многие трудности, все прибывшие в монастырь, находившийся в то время почти в полной разрухе и мерзости запустения, подвизались с большим воодушевлением, без ропота на отсутствие всяких бытовых удобств, жили как одна семья, имея единую душу подобно первым христианским общинам.
Несмотря на то, что восстановление обители требовало много физических сил и времени, Владыка и немногочисленное тогда духовенство совершали полный круг Богослужений, ежедневно были на монашеском правиле, никому не отказывали и в совершении треб, выезжая по первому зову в любую погоду и время суток, а то и добираясь пешком по неисправности стареньких машин.
Приводя примеры из жизни отца Виталия, Владыка пожелал чаще прибегать к святыне – Таинствам Церкви, особенно соборованию, исповеди, причащению; окроплять святой водой недужных, а также жилище, поля, огороды, продукты питания и прочее, призывая Божие благословение. «Отец Виталий всегда окроплял святой водой всех, кто собирался в дорогу, кто приезжал, кто болел.
Были случаи, когда люди приходили и говорили:
– Батюшка, я горю!
– Что у тебя горит?
– Я вся горю! Батюшка, помоги!
Просил принести святую воду, кропило, окроплял, и святая вода тушила этот огонь, – дьявольский.
…Видя пример отца Виталия, я старался научить служивших со мной батюшек поступать так, как он, – с таким же милосердием, с такой же любовью к людям. И среди них появились те, кто начал подражать отцу Виталию, неустанно соборуя, причащая, внимательно принимая исповедь, потому что для человека исповедь очень важна. К сожалению, не все понимают это, думают, что можно и без исповеди обойтись, а покаяние – самое главное в нашей жизни. Когда человек чистосердечно исповедался, очистился от грехов, – он исцеляется».
Владыка также отметил, что до сих пор чувствует молитвенную помощь старца, его попечение о себе, в том числе и в том «совпадении», что новый день ангела Владыки по постриге в схиму приходится в канун памяти отца Виталия – утром совершали торжественное Богослужение в честь преподобного Никона, игумена Радонежского, а вечером – панихиду по отцу Виталию.
«Вероятно, батюшка молился за меня, чтобы мне не уйти из этой жизни, а остаться вместе с вами, потому что сами врачи не давали никаких надежд на выздоровление. Ковид – страшная болезнь, и она послана нам Богом для покаяния. Только через покаяние мы можем эту болезнь преодолеть.
Многие сейчас болеют этой болезнью. Господь послал ее, чтобы люди вразумились, чтобы другим объяснили, что нельзя так жить, как мы сейчас живем, потому что, погружаясь в грехи, человек делается жилищем падших духов. Молодежь полураздетая, беснуется: пьют, гуляют, совершают безнравственные поступки, и многие родители не знают, что делать, как помочь своим детям, а помощь одна – прийти в храм»…
В завершение архипастырского слова Владыка подчеркнул: «Отец Виталий был Ангел, а не человек, – по его жизни, по его поведению, я уже не говорю о силе его молитвы. Можно очень много рассказывать о его страданиях, которые он переносил с кротостью: как он болел, как его преследовали. Но главное, я хочу, чтобы вы знали: он никогда не уклонялся от посылаемых Богом скорбей, а все терпеливо переносил с благодарением Господу. Отец Виталий еще не прославлен на земле, но он слышит всех, обращающихся к нему. Когда вам будет трудно, призывайте его в своих молитвах», – пожелал Владыка.
Затем по традиции Владыка раздал конфеты на помин отца Виталия, отметив, что все получаемое от священников, принесенное из храма, есть драгоценная святыня и доставляет великую пользу тем, кто с благоговением ее принимает.
Молившиеся за панихидой получили также в благословение вкусное монастырское коливо.