Приветственное слово главы Липецкой митрополии на открытии регионального этапа XXIX Рождественских чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»
Опубликовано 18.12.2020 16:20
Ваши Преосвященства, Преосвященнейший епископ Елецкий и Лебедянский Максим и Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий;
досточтимый Олег Михайлович (Снежков) – главный федеральный инспектор по Липецкой области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе;
уважаемый Александр Николаевич (Рябченко) – заместитель главы администрации Липецкой области;
многоуважаемая Евгения Юрьевна (Уваркина) – глава администрации города Липецка;
досточтимая Лилия Александровна (Загеева) – начальник управления образования и науки Липецкой области;
уважаемая Инесса Анатольевна (Шуйкова) – ректор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»;
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, дамы и господа!
Сердечно приветствую всех Вас на епархиальных Рождественских чтениях, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому, великому пращуру Древнерусской Земли, явившему своей жизнью и поступками подвиги веры, любви и преданности Отечеству. Святая Церковь почитает Его святым мужем и воспевает в песнопениях, как «Александра премудраго, солнца пресветлаго, всечестныя Троицы молитвенника, печальных утешителя и отчаянных заступника, похвалы земли Российской».
Как все мы знаем, в грядущем году исполняется 800 лет со дня рождения этого замечательного мужа Руси, ставшего идеалом христианского правителя, полководца, дипломата, определившего на многие века вперед вектор развития нашего государства как независимой Православной Державы.
Александр Невский занимает и особое место среди русских святых, в честь него воздвигнуто много православных храмов не только в России, но и в Болгарии, Грузии, Дании, Словакии, Франции, Эстонии и других государствах. Множество младенцев, рожденных в разные века, наречены в святом крещении в честь него.
Уважение и память о нем присущи и государственной власти. Император Петр I с великой почестью перенесего святые мощи в создаваемую новую столицу России – г. Санкт-Петербург. Екатерина I учредила орден в честь его имени, как высшую награду «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». На протяжении 18-21-х веков его святой орден стал единственным государственным знаком, вошедшим в наградные системы на всех этапах развития нашей страны: Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, став неким связующим звеном трех исторических эпох.
На протяжении веков образ святого покровителя нашей земли вдохновлял на героический подвиг миллионы соотечественников. В годы Великой Отечественной войны, 75-летие Победы со дня которой мы отмечали в этом году, носили имя великого князя восемь дивизий и одна эскадрилья.
Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского Русской Православной Церкви в 1989 году, чему я стал свидетелем, также стало знаменательным событием, положившим начало процессу возвращения Церкви его древней лавры на берегах Невы. Великий святой муж занял достойное место в Троицком соборе обители, под сводами которого он пребывал ранее и пребывает поныне.
Общероссийское почитание святого не прекращается и по настоящее время. Не случайно наши соотечественники в телепроекте 2008 года «Имя Россия», благодаря красноречию и убедительности фактов, изложенных на то время митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне здравствующим Святейшим Патриархом, отдали предпочтение великому святому князю Александру – и это многомиллионная аудитория.
И сегодня, в связи с приближающимся восьмисотлетием со дня рождения святого, мы вновь мысленно находимся вместе с ним, размышляя о судьбах России и святого Православия на русской земле.
Не принял святой князь в молодости своей блестящей перспективы европейского признания, вожделенной многими феодальными князьями, ибо прежде собственной славы радел он о славе Божией и судьбе православной веры на русской земле. Не исполнялон и языческих обрядов в Золотой Орде, ибо более чести временной жизни дорожил он венцом жизни вечной, имея в уме своем Слова Божии: «…хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (Прем 3:4).
Между тем, подобно целомудренному Иосифу, святой Александр не был любим князьями-собратьями, часто не видел и благодарности даже от простых людей. Новгородцы, не раз освобожденные им от вторжения с Запада, изгоняли с княжения своего избавителя, хотя и признавали, что «князь наш без греха». Не обижаясь на такое отношение, он продолжал использовать любую возможность для облегчения крестной ноши родной земли.
«Александр любил Отечество более своей княжеской чести», – писал о нем Николай Михайлович Карамзин. Основание такой любви мы находим в словах самого святого, воспринявшего государственную власть как великую ответственность. «От Бога, – говорил он, – получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день Суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этою властью».
С мечем в руке он выступил против тех, кто возомнил насадить иную веру на православной русской земле, но вынужден был терпеть до времени тех, кто посягал лишь на тленные богатства, а не на бессмертную душу. Помня наставление Христа Спасителя: «…кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5:40), – святой Александр покупал это в бесчисленных дарах и унижениях перед золотоордынским ханом – мир родной земле, мир Святой Церкви, – полагая в жертву на алтарь Отечества и свое доброе имя, и свое мирское благополучие.
Великий князь не искал идеалов устроения русской жизни ни на алчном Западе, ни на деспотичном Востоке, а только в святом Православии, проявляя при этом глубокую рассудительность, лишенную всяких крайностей. Отстаивая самобытное развитие Руси, ее временные и вечные интересы, не отказывался и от созидательных взаимодействий с внешним миром. Сближаясь с европейскими странами в торговых делах, он не забывал о сохранении истинной веры и ее утверждении. В его бытность в Золотой Орде была учреждена Православная епархия, тем самым были заложены основы межнационального и межрелигиозного мира, как важнейшей составляющей русского государственного управления и дипломатии.
Современники – летописцы, вспоминая о его подвигах, с благоговением восклицали: «Как мы, недостойные и многогрешные, дерзнем написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!».
От благочестивого кореня – прозябла сия благая ветвь. В связи с этим в преддверии юбилейной даты хотелось бы призвать всех почтить и память его родителей – князя Ярослава Всеволодовича, кроткого и милостивого, как о нем говорили современники, и благоверной княгини Феодосии, которую при жизни называли святой.
На протяжении веков велось много дискуссий о личности великого князя, о правильности его управления, но конечное слово сказала о нем сама историческая память народа, признавшая в нем не просто великого государственного деятеля, как идеал русского государственного человека, но и одного из своих великих святых, явившего миру простую и великую истину, что «не в силе Бог, а в правде». Эти слова, произнесенные им у собора Святой Софии перед решающим сражением, стали ярким отражением всей его внутренней жизни, и отдачи всего себя на государственное служение.
Юбилей памяти сего угодника Божия должен побудить нас прежде всего обратить внимание на самих себя, нашу совесть и спросить: честно и благородно ли несем мы свое служение? Каждый на том месте, на которое был поставлен, или оправдываем себя особенностью времени, заботами века сего?
Надеюсь, сегодняшние приветствия, доклады и дискуссии сплотят нас всехв духе единения и любви – для соработничества по возрождению высоких идеалов служения Богу и Отечеству и духовно-нравственных ценностей среди жителей нашего региона.
Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского да сохранит нас Господь в здравии и благополучии!
Пресс-служба Липецкой епархии