Православный календарь 20 июля
Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Преподобного Фомы, в Малеи (X). Благоверной великой княгини Московской Евдокии, в иночестве преподобной Евфросинии (1407).
Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнита и Германа (ок. 98-117); Евангела (ок. 284-305); Вассы и иных четырех дев, с Кириакиею пострадавших (289); Поликарпа. Великомученицы Неделы (Кириакии, 289). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Святых Александра и Маркеллины, родителей преподобномученика Астиона (III). Мученицы Кириакии (IV). Священномучеников Евстафия; протоиерея Алексия (Медведкова) (1934), иерея Димитрия (Клепинина) (1944), иподиакона Юрия (Скобцова) (1944), его матери преподобномученицы Марии (Скобцовой) (1945), и мученика Илии (Фондаминского) (1942).
Иконы Божией Матери Влахернской (принесена в Россию в 1654).
Преподобный Фома Малеин (Х) до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.
Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу (Х).
Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.
Не хочу неправедно скрывать и лихоимствовать бесчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж бесстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее. «В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он точас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри», — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры 14 келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство». Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383), была с 1367 года супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали Святитель Алексий, Митрополит Московский, а также Преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию был написан знаменитый образ Архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.
Воспитав пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), княгиня приняла постриг в монашество с именем Евфросиния. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная Евдокия мирно почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре.
Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.
Святые мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II) были родом из Италии. Они пострадали за Христа при императоре Траяне в городе Диррахии, расположенном на берегу Адриатического моря.
Присутствуя при мучениях епископа Астия, распятого римлянами на кресте, они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что сами были схвачены и, как исповедники веры во Христа, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке христианами. Через 90 лет мученики явились Александрийскому епископу с повелением похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.
Святая мученица Кириакия пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклетиана. Она была единственной дочерью благочестивых христиан Дорофея и Евсевии, которые дали обет посвятить свою дочь Богу.
В начале гонения святые Дорофей и Евсевия были разлучены с дочерью и преданы суду правителя Иуста, а святая Кириакия послана в Никомидию к соправителю Диоклетиана – Максимиану Геркулу. Святая мученица с твердостью переносила истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников: идолы пали в языческом капище, лишь только святую привели туда; выпущенные на мученицу дикие звери покорно ложились у нее ног. Видя это, многие язычники обратились ко Христу. Когда был прочитан смертный приговор, святая Кириакия попросила время для молитвы. По окончании молитвы она мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей (IV).
Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклетиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.
Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных наслаждений.
Уверовав во Христа и приняв святое Крещение, блаженный юноша стал усердно просить наставника уйти вместе с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Сев на корабль, святые Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай они поселились недалеко от города Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.
Богоугодная жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым стали приходить люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, и получали исцеления по их молитвам. Язычники тоже стали просить помощи у святых подвижников и, получая облегчение в своих страданиях, обращались ко Христу.
В то время в город Алмирис прибыл начальник области Латрониан, и языческие жрецы донесли на святых Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к своей вере. Святых схватили и начали допрашивать.
После З0-дневного заключения в темнице без пищи и воды святые мученики Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.
Их приговорили к усекновению мечом (†290).
Родители святого мученика Астиона – Александр и Маркеллина приняли святое Крещение от епископа города Томы Евангела, который вскоре пострадал за Христа также через усекновение мечом.
Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, и вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем. Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик преподобного Герасима — Петр Коростелев. Под духовным руководством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель Вологодский, Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском монастыре. Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в житие, составленное по решению соборных старцев святителем Антонием. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После падения Константинополя в 145З году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу.