Приносим свои извинения, по техническим причинам оформить заказ сейчас нельзя

задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

Православный календарь 16 июня

Мученика Лукиллиана и с ним Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (ок. 270-275). Сретение в Вологде образа преподобного Димитрия Прилуцкого (1503). Благоверного царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606).

Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина (ок. 81-96). Святителя Ахиллы, Патриарха Александрийского (312). Преподобных Паппа; Иереи (ок. 320); Афанасия чудотворца (X). Преподобномученика Киприана (1934); священномученика Михаила пресвитера (1938).

Иконы Божией Матери «Югская» (1615).

 

МУЧЕНИКИ ЛУКИЛЛИАН, ОТРОКИ КЛАВДИЙ, ИПАТИЙ, ПАВЕЛ И ДИОНИСИЙ И ПАВЛА ДЕВА

Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Аврелиане (270 — 275). В старости он убедился в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа Спасителя и крестился.

Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых — Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Святой Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти. Через некоторое время все они были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Правитель приговорил, их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Святые отроки были усечены мечом, а святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.

Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала их раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников. После кончины святого Лукиллиана и четырех отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала свое святое служение. Святая дева была схвачена и брошена в печь, однако силою Божиею осталась невредима. Тогда ее отослали в Византию, где святая мученица была усечена мечом.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ЛУКИАН ЕПИСКОП, МАКСИАН ПРЕСВИТЕР, ИУЛИАН ДИАКОН, МАРКЕЛЛИН И САТУРНИН

Свя­щен­но­му­че­ник Лу­ки­ан жил в Ри­ме, в язы­че­стве но­сил имя Лу­кий. Апо­сто­лом Пет­ром он был про­све­щен све­том Хри­сто­вой ве­ры и при­нял Кре­ще­ние. По­сле смер­ти апо­сто­ла свя­той Лу­ки­ан про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Ита­лии. В то вре­мя в Рим при­шел свя­той Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит (па­мять 16 ок­тяб­ря), уче­ник апо­сто­ла Пав­ла. По прось­бе свя­то­го Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го (па­мять 8 декабря), он дал со­гла­сие от­пра­вить­ся на про­по­ведь Еван­ге­лия в за­пад­ные стра­ны и стал под­би­рать се­бе спут­ни­ков и по­мощ­ни­ков. Свя­той Кли­мент, по­свя­тив свя­то­го Лу­ки­а­на во епи­ско­па, на­пра­вил его, а так­же свя­тых Мар­кел­ли­на и Са­тур­ни­на, пре­сви­те­ра Мак­си­а­на и диа­ко­на Иули­а­на со свя­тым Ди­о­ни­си­ем.

Из Ита­лии свя­тые про­по­вед­ни­ки при­плы­ли в Гал­лию. Свя­той Мар­кел­лин с со­про­вож­дав­ши­ми по­шел в Ис­па­нию, свя­той Са­тур­нин – в Гал­лию, а свя­той Ди­о­ни­сий с осталь­ной дру­жи­ной – в пре­де­лы Па­рис­ские. От­ту­да свя­той Лу­ки­ан с Мак­си­а­ном и Иули­а­ном от­пра­ви­лись в Бель­гию.

Про­по­ведь свя­то­го Лу­ки­а­на бы­ла очень успеш­ной. Силь­ным бла­го­дат­ным сло­вом и при­ме­ром сво­ей жиз­ни он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство боль­шое чис­ло языч­ни­ков. Свя­той Лу­ки­ан был стро­гим по­движ­ни­ком, за весь день вку­шал лишь ку­сок хле­ба и немно­го во­ды. В об­ра­ще­нии был кро­ток, все­гда ра­до­стен и све­тел ли­цом. Вско­ре по­чти все на­се­ле­ние Бель­гии об­ра­ти­лось к ве­ре во Хри­ста. В то вре­мя рим­ский им­пе­ра­тор До­ми­ци­ан (81–96) воз­двиг вто­рое (по­сле Неро­на, 54–68) го­не­ние на хри­сти­ан и из­дал указ, пред­пи­сы­вав­ший пре­да­вать му­че­ни­ям и каз­ни всех, кто от­ка­жет­ся при­не­сти жерт­вы язы­че­ским бо­гам.

Для ис­пол­не­ния ука­за в Бель­гию бы­ли по­сла­ны трое са­нов­ни­ков. Гос­подь от­крыл свя­то­му Лу­ки­а­ну о пред­сто­яв­шем ему по­дви­ге. Со­брав паст­ву, он убеж­дал ее не стра­шить­ся угроз, му­че­ний и смер­ти, а за­тем воз­нес бла­го­да­ре­ние Бо­гу, да­ро­вав­ше­му ему воз­мож­ность при­со­еди­нить­ся к сон­му свя­тых му­че­ни­ков. По­сле мо­лит­вы свя­той Лу­ки­ан с пре­сви­те­ром Мак­си­а­ном и диа­ко­ном Иули­а­ном уда­лил­ся на вер­ши­ну го­ры, где про­дол­жал по­учать со­про­вож­дав­ший его на­род.

Здесь свя­тых на­стиг­ли во­и­ны им­пе­ра­то­ра и при­ве­ли на суд. Свя­тым Мак­си­а­ну и Иули­а­ну бы­ло пред­ло­же­но от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву идо­лам, но они оба с твер­до­стью от­ка­за­лись и бы­ли обез­глав­ле­ны.

За­тем су­дья стал до­пра­ши­вать свя­то­го Лу­ки­а­на, об­ви­няя его в вол­шеб­стве и непо­ви­но­ве­нии им­пе­ра­то­ру и се­на­ту. Свя­той от­ве­чал, что он не вол­шеб­ник, а раб Ис­тин­но­го Бо­га, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, со­тво­рен­ным че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми.

Свя­той был под­верг­нут же­сто­ко­му би­че­ва­нию, во вре­мя ко­то­ро­го толь­ко по­вто­рял: «Ни­ко­гда не пе­ре­ста­ну серд­цем, ве­рою и уста­ми хва­лить Хри­ста, Сы­на Бо­жия». Свя­той му­че­ник был обез­глав­лен. Над его те­лом вос­си­ял Небес­ный свет и был слы­шен глас Спа­си­те­ля, при­зы­вав­ший доб­лест­но­го стра­даль­ца в Небес­ное Цар­ство для по­лу­че­ния му­че­ни­че­ско­го вен­ца. Си­лою Бо­жи­ею свя­той встал, взял свою от­руб­лен­ную го­ло­ву, пе­ре­шел через ре­ку и, дой­дя до из­бран­но­го им для по­гре­бе­ния ме­ста, воз­лег на зем­лю и с ми­ром по­чил. При ви­де это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да око­ло 500 языч­ни­ков об­ра­ти­лись ко Хри­сту. Впо­след­ствии над гро­бом му­че­ни­ка Лу­ки­а­на бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли остан­ки и свя­тых му­че­ни­ков Мак­си­а­на и Иули­а­на.

 

ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ БЛАГОВЕРНОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год — рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».

 

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ ЮГСКАЯ

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.

Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.