Православный календарь 16 июня
Мученика Лукиллиана и с ним Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (ок. 270-275). Сретение в Вологде образа преподобного Димитрия Прилуцкого (1503). Благоверного царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606).
Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина (ок. 81-96). Святителя Ахиллы, Патриарха Александрийского (312). Преподобных Паппа; Иереи (ок. 320); Афанасия чудотворца (X). Преподобномученика Киприана (1934); священномученика Михаила пресвитера (1938).
Иконы Божией Матери «Югская» (1615).
Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Аврелиане (270 — 275). В старости он убедился в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа Спасителя и крестился.
Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых — Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Святой Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти. Через некоторое время все они были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Правитель приговорил, их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Святые отроки были усечены мечом, а святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.
Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала их раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников. После кончины святого Лукиллиана и четырех отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала свое святое служение. Святая дева была схвачена и брошена в печь, однако силою Божиею осталась невредима. Тогда ее отослали в Византию, где святая мученица была усечена мечом.
Священномученик Лукиан жил в Риме, в язычестве носил имя Лукий. Апостолом Петром он был просвещен светом Христовой веры и принял Крещение. После смерти апостола святой Лукиан проповедовал Евангелие в Италии. В то время в Рим пришел святой Дионисий Ареопагит (память 16 октября), ученик апостола Павла. По просьбе святого Климента, папы Римского (память 8 декабря), он дал согласие отправиться на проповедь Евангелия в западные страны и стал подбирать себе спутников и помощников. Святой Климент, посвятив святого Лукиана во епископа, направил его, а также святых Маркеллина и Сатурнина, пресвитера Максиана и диакона Иулиана со святым Дионисием.
Из Италии святые проповедники приплыли в Галлию. Святой Маркеллин с сопровождавшими пошел в Испанию, святой Сатурнин – в Галлию, а святой Дионисий с остальной дружиной – в пределы Парисские. Оттуда святой Лукиан с Максианом и Иулианом отправились в Бельгию.
Проповедь святого Лукиана была очень успешной. Сильным благодатным словом и примером своей жизни он обратил в христианство большое число язычников. Святой Лукиан был строгим подвижником, за весь день вкушал лишь кусок хлеба и немного воды. В обращении был кроток, всегда радостен и светел лицом. Вскоре почти все население Бельгии обратилось к вере во Христа. В то время римский император Домициан (81–96) воздвиг второе (после Нерона, 54–68) гонение на христиан и издал указ, предписывавший предавать мучениям и казни всех, кто откажется принести жертвы языческим богам.
Для исполнения указа в Бельгию были посланы трое сановников. Господь открыл святому Лукиану о предстоявшем ему подвиге. Собрав паству, он убеждал ее не страшиться угроз, мучений и смерти, а затем вознес благодарение Богу, даровавшему ему возможность присоединиться к сонму святых мучеников. После молитвы святой Лукиан с пресвитером Максианом и диаконом Иулианом удалился на вершину горы, где продолжал поучать сопровождавший его народ.
Здесь святых настигли воины императора и привели на суд. Святым Максиану и Иулиану было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам, но они оба с твердостью отказались и были обезглавлены.
Затем судья стал допрашивать святого Лукиана, обвиняя его в волшебстве и неповиновении императору и сенату. Святой отвечал, что он не волшебник, а раб Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, и отказался принести жертву идолам, сотворенным человеческими руками.
Святой был подвергнут жестокому бичеванию, во время которого только повторял: «Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, Сына Божия». Святой мученик был обезглавлен. Над его телом воссиял Небесный свет и был слышен глас Спасителя, призывавший доблестного страдальца в Небесное Царство для получения мученического венца. Силою Божиею святой встал, взял свою отрубленную голову, перешел через реку и, дойдя до избранного им для погребения места, возлег на землю и с миром почил. При виде этого величайшего чуда около 500 язычников обратились ко Христу. Впоследствии над гробом мученика Лукиана была воздвигнута церковь, в которую перенесли останки и святых мучеников Максиана и Иулиана.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год — рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.
Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.