задонский рождество-богородицкий мужской монастырь
Липецкая и Задонская епархия Московский Патриархат

6 марта 2020 г. в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось первое общее соборование

Елеосвящение есть тайна, в ней же чрез помазание елеом, освященным чрез молитву

иерейскую, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.

Святитель Тихон Задонский

Соборование для всех желающих православных христиан проводится в монастыре в 12 ч. дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы (зимнем храме) по пятницам и субботам в дни постов: Великого поста, Петропавловского, Успенского и Рождественского.

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании человека освященным маслом (елеем) призывается на него благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

 

По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются забытые грехи (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине их неосознанности или давности совершения. Совокупность этих грехов ложится на душу тяжелым бременем и может стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

 

Елеосвящение именуется Соборованием, потому что по уставу Церкви его полагается совершать собором духовенства – семи священнослужителями, но в силу разных причин допускается совершение Таинства меньшим или большим числом духовенства с условием полного соблюдения чинопоследования Таинства.

 

Последование Таинства, кроме определенных молитвословий о здравии недужных, включает чтение семи фрагментов из «Апостола» и Евангелий, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого из семи прочтений избранных текстов Нового Завета и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином. Таким образом, помазание также совершается семикратно.

 

При этом определенный духовный труд требуется и от болящего: быть внимательным к содержанию читаемых молитв и текстов священного Писания; искренне испрашивать прощения и помощи у Бога; от сердца простить все обиды ближним.

 

О важности прощения других, заповеданном Самим Господом в Святом Евангелии, святитель Тихон Задонский говорит следующее:

 

Прощающий получает милость от Бога

Да подвигнет к тому нас великая польза наша, которую оставляющии ближнему обиды приобретают. Ибо кто оставляет согрешения ближнему, тому удобный приступ к благости Божией открывается просить во имя Христово своим согрешениям прощение: «аще отпущаете», глаголет Христос, «человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный». Напротив того, заключается тому дверь к получению милосердия Божия и прощения своих согрешений, кто ближнему согрешений не оставляет, как Христос Господь наш явно о сем объявляет: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших».

 

Прощение самый безопасный путь ко СПАСЕНИЮ

Нет ничего безопаснее, как простить: и нет ничего опаснее, как не простить и мстить согрешения ближнему. «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). Бог по благости Своея всем нам являет милость, чувствуем тую на всякий не токмо день, но и час; но когда человек, сподобляяся милости Божия, сам не хощет явить милость подобному себе человеку; тогда Бог и Свою милость от него, яко неблагодарного и лукавого раба, отнимает; и тако человек, вместо милости, праведному Божию суду подлежит и за все свои грехи, какие ни сделал в житии своем, судим будет. Видим, христианине, как страшно и опасно не простить и мстить ближнему.