Задонский рождество-богородицкий мужской монастырь

Тихон Задонский и Феофан Затворник

В.В.Каширина 
   Какая-то невидимая нить связывала двух святителей – Тихона Задонского и Феофан Затворник, которых по времени разъединяло целое столетие, но которые были духовно близки друг другу. Эту связь отмечали как современники Феофана Затворника, так и сам святитель. 
По свидетельству племянника: Феофан Затворник, святитель «еще с ранней юности глубоко чтил память святителя Тихона и ходил со своей Родины в город Задонск пешком на поклонение святителю»   [1]. 
   Сами современники сравнивали уход святителя Феофана с Владимирской кафедры в 1866 году с духовным подвигом Исаака Сирина, христианским писателем-аскетом VII века, а также с поступком Тихона Задонского, который фактически за 100 лет до Феофана Затворника также покинул Воронежскую кафедру ради безмолвной жизни. 
В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник»  [2]. 
   Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения»   [3]. 
   Известно, что в мае 1846 года, при сносе старого храма, тело святителя Тихона было найдено нетленным. 20 мая 1846 года архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий) сообщил Святейшему Синоду об обретении мощей святителя Тихона нетленными. С этого времени началась серьезная подготовка к прославлению святителя Тихона Задонского, которое состоялось в день блаженной кончины задонского подвижника, 13 августа 1861 года. 
Для участия в торжестве Святейший Синод направил первенствующнего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского), архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богоявленского) и епископа Курского и Белгородского Сергия (Ляпидевского). Затем, по особому «высочайшему повелению» к ним присоединился и преосвященный Феофан Затворник, епископ Тамбовский и Шацкий. 
   10 августа епископ Тамбовский и Шацкий выехал из Тамбова в Задонск для участия в торжествах  [4]. 12 августа 1861 года епископ Феофан затворник совершил Божественную литургию в главном соборе монастыря, где были поставлены мощи святителя, при громадном стечение народа. 13 августа Божественную литургию совершали четыре архиерея. На малом входе святые мощи были внесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Архиереи стали по обеим сторонам святых мощей как сослужащие. По окончании литургии мощи были вынесены из алтаря и поставлены посреди собора. Перед ними был отслужен молебен святителю Тихону, затем состоялся крестный ход вокруг монастыря. Как вспоминали очевидцы: «Народа внутри и вне обители обозреть не было возможности по всем направлениям; не смотря на то ход был совершен невозмутимо спокойно. Все оставались на тех местах, где кому пришлось стать, встречая и провождая св. мощи благоговейными поклонами, слезами и молитвенными воздыханиями к Святителю: «Батюшка спаси! Батюшка, помоги! Батюшка защити!» – Путь крестного хода весь был усеян платками, полотенцами, холстом, деньгами, – которые бросали усердствующие святителю, не рассуждая, куда попадет то, – и это в таком количестве, что под конец их сего образовался сплошной толстый слой, закрывавший собою землю»  [5]. 
   После крестного хода святые мощи были поставлены на приготовленное для них место на левой стороне собора. Первенствующим архиереем прочитана молитва святителю Тихону.
Это было великое торжество. По воспоминаниям современников, «13 августа… чрезвычайное множество народа стеклось со всех пределов России… до трехсот тысяч людей собралось на праздник… Недоставало воды в городских колодцах для такого множества; ее привозили с соседнего Дона… К нему стекалось множество расслабленных и болящих…»   [6]. Паломник из Москвы отмечал: «Шесть дней я жил во времена Евангельские: слепые прозревали, хромые ходили, расслабленные получали силы молодости. Народ был полон благочестия»   [7]. 
Молитва святителю 
   Такое торжество надолго осталось в памяти и самого святителя Феофана Затворника. По возвращении с торжеств 17 сентября 1861 года был подготовлен особый выпуск «Тамбовских епархиальных ведомостей» (1861. Приб. № 12. 17 сентября), весь посвященный прославлению святителя Тихона. В номере был опубликован материал протоиерея Тихонравова и священника из г. Усмани И. Сперанского «Открытие св. мощей святителя Тихона, епископа Воронежского» (С. 257–265); «Молитва святителю и чудотворцу Тихону» (С. 266–267); «Слово в день открытия святых мощей святителя и чудотворца Тихона епископа Воронежского, сказанное 13-го августа 1861 года в соборной церкви Задонского Богородичного монастыря Синодальным членом Исидором, митрополитом Новгородским и Петербургским» (С. 268–274), а также стихотворение преподавателя Тамбовской семинарии Павла Ивановича Остроумова «Молитва святителю Тихону», в котором есть, в частности, следующие строки: 

Вот в Божием храме сияет Твой лик 
И Твой святой образ там честно поставлен; 
Не ясно ль, что Богом Ты ныне прославлен, 
Что Ты и на небе пред Богом велик? 
И Он Тебе внемлет! Отказа ни в чем, 
О чем ни попросишь, от Бога не будет; 
Торжественно принят Ты в Ангельский сонм, 
Открыто всем людям, что Бог Тебя любит. 

   Кроме того, читатели «Тамбовских епархиальных ведомостей» в течение всего 1861 года смогли познакомиться с духовным наследием святителя Тихона. Небольшие подборки из его произведений неизменно открывали Прибавления к «Тамбовским епархиальным ведомостям»   [8], причем первая публикация его творений «О первейшем христианском деле» состоялась в № 7 от 13 августа 1861 года, т.е. в самый день прославления святителя. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» сообщалось и о продаже восьмитомного собрания творений святителя Тихона (№ 16. 1861)   [9]. В десяти номерах (№№ 15–24) в прибавлениях к «Тамбовским епархиальным ведомостям» за 1861 год были опубликованы воспоминания келейника святителя Тихона Василия Ивановича Чеботарева «Жизнь св. Тихона Задонского»   [10]. В журнале печатались материалы, в которых рассказывалось о случаях исцеления по молитвам святители Тихона  [11], а также воспоминания паломников о торжествах прославления святителя Тихона   [12] 
   Попечением святителя Феофана затворника в Тамбовском Казанском архиерейском монастыре в церкви Иоанна Предтечи в 1862 году был освящен придел в честь святителя Тихона. Сохранилось уникальное воспоминание профессора Тамбовской семинарии Павла Ивановича Остроумова о праздновании первой годовщины со дня прославления святителя Тихона. «Накануне праздника было воскресение. Народ по обычаю, дал себе свободу от дел и простор для удовольствий. День был прекрасный, и толпы гуляющих всякого возраста и всех сословий густо пестрелись, особенно на большой улице. Вдруг в шесть часов вечера ударяют в большой колокол Казанского монастыря и зовут на молитву. Что бы это значило, спрашивают все. Но скоро причина благовеста открывается, и молва народная звонче колокола пронесла по городу весть, что заутра праздник свт. Тихона в архиерейском монастыре. Какое дивное превращение тут же произошло в народе! Толпы гулящих начали редеть, а ограда церковная стала наполняться народом. Да! Недаром русский народ называется народом православным. Любит он погулять и повеселиться, но умеет усердно и помолиться; чтобы видеть это, нужно было для этого быть в то время в Казанском монастыре. Не говорю уже о множестве стекшагося туда народа; народу было так много, как и в храмовый праздник Казанския Божия Матери. Хочу сказать о том теплом усердии, с каким все спешили во храм, о том умилении, с которым молились многие, о том, наконец, глубоко-внимательном почтении, с которым предстояли все»   [13]. 
   Всенощное бдение возглавил преосвященный Феофан Затворник, причем сам помазывал всех святым елеем. А в конце службы, в ознаменования торжественного дня, был совершен постриг в схиму маститого старца о. Питирима, который более пятидесяти лет нес различные послушания в Казанском монастыре. Четыре года назад, в день памяти святителя Тамбовского Питирима, он получил его имя при пострижении в монашество, а в день памяти святителя Тихона при постриге в схиму получил имя Тихон в память великого святителя.
Творения святителя Тихона Феофан Затворник очень ценил и часто в письмах советовал обращаться к его духовному наследию, говоря, что «в книгах святителя Тихона – сокровище от мира собираемое; какое обилие там духовной мудрости!»   [14] 
   Творения святителя Тихона Феофан Затворник ставит в ряду других творений Святых отцов: «Для уяснения религиозных понятий читайте святителя Тихона, св. Димитрия Ростовского, свв. Златоуста, Василия Великого и проч»   [15]. 
   Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами»   [16]. А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий»   [17]. 
   А насколько сам Феофан Затворник почитал святителя Тихона, свидетельствуют воспоминания современников об обстановке его келий, опубликованные после его кончины. В кельях святителя, в которых он проводил затворническую жизнь, в первой комнате была большая икона святителя Тихона. По одним воспоминаниям, это «полотно с изображением св. Тихона»  [18]. По свидетельству А. Кондратова, автора путевых записок «По святым обителям и богоспасаемым градам», это большая икона святителя Тихона Задонского (2 ½ x 1 ¾ аршина)   [19]. Давая описание «церквицы» святителя, А. Кондратов указывает, что на восточной стороне алтаря была «большая живописная, прекрасной художнической кисти, икона на полотне св. Тихона Задонского чудотворца. Святитель в архиерейской мантии и клобуке, и с посохом архиерейским в руках. Икона в золоченной раме; вышина 1 ¼ арш. и 1 арш. ширины»   [20]. Таким образом, в кельях святителя Феофана находились две иконы святителя Тихона: в первой комнате келий и в «церквице». 
Современники отмечали и духовное единство творений двух святителей. В 1899 году в журнале «Душеполезное чтение» была опубликована статья, составленная на основе творений двух святителей «Величайшее благо: по творениям святого Тихона Задонского и святителя Феофана Затворника»   [21] 
   О том, насколько близки мысли двух святителей, позволяют говорить и современные исследования. В частности, симфонии по творениям двух святителей и исследования схиархимандрита Иоанна (Маслова)   [22] и архимандрита Георгия (Тертышникова)   [23]. Очень часто мысли двух святителей, единые по духу, отличаются только стилистически. 
Сам святитель Феофан Затворник нередко сопоставлял свои мысли с творениями Тихона Задонского. Например, в работе «Покаяние и обращение грешника к Богу» святитель Феофан писал о том, что надо постоянно пользоваться словом «то изобразить в слове мир Божий, то раскрыть обольщения нашего духа призраками душевно-телесности». К этой фразе он сделал небольшое примечание, которое есть в первой журнальной публикации в «Домашней беседе»: «Прекраснейшие образцы в сем роде – у святителя Тихона. Он глубже всех, кажется, уразумел, что лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление и пробуждение грешников от усыпления. К тому и ведет почти всякая статья его. Такою же должна быть и всякая церковная проповедь и всякая беседа»   [24]. Эти слова святителя Тихона в полной мере можно отнести и ко всем творениям святителя Феофана. 

 [1] Цит. по: Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. С. 63. 
 [2] <Николай Флоринский, свящ.> Прощание с поствою и отъезд преосвященного Феофана из Владимира //Владимирские епархиальные ведомости. 1866. № 15. 1 августа. Неоф. С. 848–849. 
 [3] Цит. по: Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. С. 63. 
 [4] Об этом сообщается в официальной части «Тамбовских епархиальных ведомостей» // ТЕВ. № 7. 13 августа 1861. Оф. часть. С. 49. 
 [5] Ключарь протоиерей Тихонравов, г. Усмани свящ. И. Сперанский. Открытие св. мощей святителя Тихона, епископа Воронежского // Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавление. 1861. № 12. 17 сентября. С. 263. 
 [6] Житие святителя Тихона Задонского. СПб., 1864. С. 68–70. 
 [7] Поездка в Задонск во время открытия мощей епископа Воронежского и Елецкого Тихона 1-го. М., 1861. С. 21. 
 [8] Святого отца нашего Тихона Задонского. О первейшем христианском деле // ТЕВ. Приб. № 7. 13 августа 1861. С. 161–163; Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно // ТЕВ. Приб. № 8. 20 августа. С. 186–187; О Евангелии // ТЕВ. Приб. № 9. 27 августа. С. 201–205; О совести  // ТЕВ. Приб. № 10. 3 сентября. С. 217–220; Что есть вера во Христа Спасителя мира и с какими свойствами и принадлежностями оная должна быть сопряжена  // ТЕВ. Приб. № 13. 24 сентября. С. 281–286; О сердце человеческом // ТЕВ. Приб. № 14. 1 октября. С. 309-313; О Языке человеческом  // ТЕВ. Приб. № 15. 8 октября. С. 333–336; О грехе // ТЕВ. Приб. № 16. 15 октября. С. 367–370; О гневе Божием противу греха // ТЕВ. Приб. № 17. 22 октября. С. 383–388; О надежде, или утешении хотящим каятися  // ТЕВ. Приб. № 18. 29 октября. С. 407–414; О конце добрых дел  // ТЕВ. Приб. № 19. 5 ноября. С. 431–437; О почитании страстей Христовых // ТЕВ. Приб. № 20. 12 ноября. С. 455–459; О отечестве христианском // ТЕВ. Приб. № 21. 19 ноября. С. 483–487; О мудрости христианской // ТЕВ. Приб. № 22. 26 ноября. С. 507–509; О свободе христианской // ТЕВ. Приб. № 23. 3 декабря. С. 533–537; О работе христианской  // ТЕВ. Приб. № 24. 10 декабря. С. 549–553; О кончине христиан  // ТЕВ. Приб. № 25. 17 декабря. С. 573–575. 
[9] О продаже сочинений святителя Тихона. Полное собрание сочинений в 8-ти томах в кож. переплете 9 р. 40 коп., кор. переплет – 8 р. 55 коп., бум. Переплет 7 р. 15 коп., без переплета 6 р. 85 коп. Также отдельные тома. // Тамбовские епархиальные ведомости. 1861. Оф. часть. № 16. 15 октября. С. 119–120. 
[10] № 15. 8 октября. С. 339–347; № 16. 15 октября. С. 370–376; № 17. 22 октября. С. 388–393; № 18. 29 октября. С. 415–419; № 19. 5 ноября. С. 439–443; № 20. 12 ноября. С. 459–465; № 21. 19 ноября. С. 488–500; № 22. 26 ноября. С. 509–519; № 23. 3 декабря. С. 538–546.; № 24. 10 декабря. С. 562–564. 
[11] Феофилакт Стандровский, свящ. Помощь святителя Тихона Задонского // Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавл. 1862. № 7. 1 октября. С. 286–287; Алексей Вадковский, свящ. Чудесное исцеление // Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавл. 1863. № 5. 1 марта. С. 135–136 и др. 
[12] Василий Яицкий, задонский купеческий сын. Воспоминания об обретении мощей святителя Тихона // Тамбовские епархиальные ведомости. Прибавл. 1862. № 10. 15 ноября. С. 365–367 и др. 
[13] Павел Остроумов, проф. Праздник святителя Тихона в Тамбове (13 августа 1862) // Тамбовское епархиальные ведомости. Прибавл. 1862. № 6. 15 сентября. С. 257–258. 
[14] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Вып. 3. С. 21. Письмо от 26 февраля 1893 г. 
[15] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Вып. 1. С. 75. Письмо от 14 сентября 1874 г. 
[16] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Вып. 1. С. 220. Письмо от 18 мая 1888 г. 
[17] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Вып. 3. С. 190. Письмо от 26 февраля 1881 г. 
[18] Воспоминания о в Бозе почившем преосвященнейшем епископе Феофане // Душеполезное чтение. 1895. № 39. 30 сентября. Неоф. С. 996–1007. 
[19] Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам: Путевые заметки // Душеполезное чтение. 1896. Ч. I. Март-апрель. С. 694. 
[20] Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам: Путевые заметки // Душеполезное чтение. 1896. Ч. II. Май. С. 174. 
[21] Величайшее благо: по творениям святого Тихона Задонского и святителя Феофана Затворника (к новому году) // Душеполезное чтение. 1899. Ч. I. Январь. С. 3–26. 
[22] Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасениий: Ст. разн. лет / М.: Самшит, 1995; Иоанн (Маслов), схиархим. Учение святителя Тихона Задонского о спасении. М.: Самшит, 2008; Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 2003. 
[23] Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. 
[24] <Епископ Феофан>. Покаяние и обращение грешника к Богу // Домашняя беседа. 1868. Вып. 10. 2 марта. С. 237–252. 
  
 

Возврат к списку

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru