Задонский рождество-богородицкий мужской монастырь

Беседа 5. Задонские старцы

Задонские старцы
Перед западным (ближайшим к центральному входу) левым опорным столбом храмового свода Владимирского собора расположена особая мраморная гробница в виде тумбы с останками Задонских старцев, с любовью именуемых так братией монастыря. Здесь покоятся останки одиннадцати праведников, пока не причисленных к лику святых, хотя их благочестие засвидетельствовано в исторических источниках. Кто же эти подвижники?
Схимонах Митрофан (в миру – Михаил Голощапов, уроженец Ельца) был ближайшим другом и помощником святителя Тихона Задонского, доверенным лицом и преемником святого в его старческом служении и подвиге милосердия. Старец этот был человеком простым и неученым, но обладал любящим сердцем, сострадающим всякому горю людскому. По благословению св. Тихона под полом своей одинокой схимнической келии он, великий молитвенник, выкопал для себя тайную пещерку-погреб для уединенной молитвы. Согласно завещанию о. Митрофана, эта пещера и стала местом его погребения по кончине, бывшей в 1793 году. Со временем народное почитание усопшего праведника стало столь явным, что над его гробовой пещерой воздвигли в 1836 году часовню, ставшую усыпальницей для самых замечательных подвижников Задонской обители. В 1862 году усыпальница оказалась под расширенным алтарем трапезной Вознесенской церкви. В 1929 году, когда новая власть закрывала монастырь, останки праведников были извлечены из гробниц усыпальницы, вывезены на городское кладбище в Тюнино (пригород Задонска) и небрежно захоронены в общей могиле. В 1993 году в этой могиле, получившей в народе название святой, насельники монастыря обрели драгоценные останки и перевезли во Владимирский собор, расположив в описываемой мраморной тумбе. Перечислим имена других праведников, мощи которых покоятся здесь вместе с останками схимонаха Митрофана.
Иеросхимонах Агапит (1751-1825 гг.) некоторое время был келейником св. Тихона, а затем келейником и учеником схимонаха Митрофана, продолжателем их старческого служения. Отец Агапит находился в духовной дружбе со святым преподобным Иларионом Троекуровским, указавшим Александру Гренкову, будущему преподобному Амвросию, путь в Оптину пустынь. Наставлениями старца Агапита пользовался святой блаженный Иоанн Сезеновский, скрывавшийся однажды в его келье от преследователей, и святая преподобная Дария Сезеновская, впервые встретившаяся с блаженным Иоанном в келье этого старца. За советом к о. Агапиту приходила и Елецкая подвижница будущая затворница Мелания, учеником его был Задонский затворник Георгий.
Иеромонах Павел отличался глубоким смирением, происходил «из кузнецов города Усмани». Святитель Тихон, еще занимая кафедру епископа Воронежского, направил будущего о. Павла в Задонск к схимонаху Митрофану. «Прими себе в сожительство новопришедшую овцу Христову. Наставляйте друг друга и созидайте духовне, о мне грешном Господу Богу молитеся обще», - писал святитель о. Митрофану, келейником которого и стал о. Павел. Позже, уже в сане иеромонаха, он был избран духовником монастырской братии. Скончался 19 мая 1837 года.
Затворник Задонский Георгий (Георгий Алексеевич Машурин), родился в Вологде в 1789 году. Молодой дворянин дослужился до звания поручика, а затем, оставив все мирское, возлюбил смирение и нищету монашеской жизни. Наставленный старцем Агапитом, учеником схимонаха Митрофана и свт. Тихона, он провел в подвиге затвора 17 лет. Затворник Георгий воспринял эстафету старческого служения и, обладая помимо духовного опыта прекрасным светским образованием, стал утешителем и наставником многих людей самого различного звания. Свидетельством замечательной духовной мудрости затворника служит собрание его писем, неоднократно переиздававшееся. Это собрание стало настольной книгой святителя Игнатия (Брянчанинова), называвшего затворника Георгия «мужем, достигшим христианского совершенства», «украшением и славой позднейшего монашества». Книга писем затворника была излюбленным чтением Н.В. Гоголя. Старец Георгий утвердил посетившую его в Задонске Елецкую затворницу Меланию в ее подвиге, а впоследствии неоднократно наставлял ее письменно. Скончался праведный затворник, в монашестве – Стратоник, в 1836 году, передав чреду старческого служения иеросхимонаху Нафанаилу (Остапову). По молитвам старца совершались чудеса благодатной помощи ищущим ее у места его упокоения. Революционные события помешали канонизации праведника.
Иеросхимонах Нафанаил (Остапов Николай Михайлович, 1799-1849), дворянин, офицер, отрекшийся от мира в возрасте тридцати одного года, стал келейником и возлюбленным учеником затворника Георгия, а впоследствии одним из самых уважаемых старцев Задонской обители, будучи украшенным смирением, кротостью, мудростью, разумной строгостью, даром прозрения, а главное – любовью к Богу и людям.
Святитель Тихон, схимонах Митрофан, иеросхимонах Агапит, затворник Георгий, иеросхимонах Нафанаил – звенья непрерывной цепи старческого преемства, живые звенья, передающие духовный опыт из поколения в поколение.
В мраморной тумбе находятся также останки архиепископа Воронежского Антония I (Соколова Алексея Федоровича 1767-1827). Этот праведник был усердным почитателем святителя Тихона Задонского и приезжал каждый год из Воронежа в Задонск на день памяти еще не прославленного официально святого. На примере жития святого Тихона архиепископ Антоний учил своих духовных детей истинно нравственной жизни. Беседы эти проходили у «Тюнина колодца», ископанного самим святителем Тихоном километрах в двух от Задонска выше по Дону на лесной поляне. Благодаря беседам преосвященного Антония «Тюнин колодец» стал широко известным, и здесь над родником была построена вначале церковь в честь праздника «Живоносного Источника» Богородицы (1813 г.), а затем возник Тюнинский Богородице-Тихоновский женский монастырь. Сменив после Воронежской несколько архиерейских кафедр (Калуга, Подольск), праведный архиерей избрал Задонский мужской монастырь местом своих молитвенных подвигов. Здесь он и скончался на покое в 1827 году. День его памяти –11 апреля (29 марта ст. ст.).
Игумен Евфимий II (в схиме Евсевий, скончался в 1746 г.) – праведный настоятель (1736-45 гг.) Задонского монастыря. При нем в обители были выполнены первые каменные постройки (старый Владимирский собор 1741 года, старая колокольня, келии, ограда). До наших дней из этих построек сохранилась лишь часть кирпичной стены, отделяющей двор монастыря от современной колокольни с ее корпусами, а также небольшая башня, завершающая северный конец этой старинной стены. В 1846 году при разборке старого храма, который построил старец Евсевий, его останки были обретены нетленными почти одновременно с мощами святителя Тихона. Тело праведного схиигумена, сто лет пролежавшее в склепе старого храма, тогда же было перенесено в усыпальницу-пещерку схимонаха Митрофана. Известно чудо явления Задонского старца Евсевия, известной Задонской благотворительнице Матроне Наумовне Поповой. Произошло это явление в 1845 году 5 июля (22 июня ст. ст.). Этот день был днем небесного покровителя старца Евсевия, принявшего схиму в честь священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Ныне праздник этот считается днем памяти и самого старца.
Иеросхимонах Авраамий скончался в 1852 году. Происходил он из купцов города Задонска, много лет был духовником братии, отличаясь глубоким смирением и мудростью. Скончался на 92-м году жизни. Больше о старце ничего не известно. Память его – в день его кончины 23 июля (10 июля ст. ст.).
Иеромонах Ириней пострижен в монашество в 1831 году, скончался в 1863 году. Двадцать шесть лет находился в должности гробового иеромонаха при гробе святого Тихона, находившемся тогда в старом храме Рождества Богородицы. О. Ириней был одним из самых опытных духовников Задонской обители. За пять дней он предузнал свою кончину, последовавшую 14 мая (1 мая ст. ст.), когда и отмечается его память.
Блаженный Христа ради юродивый старец Антоний Алексеевич Монкин по преданию прожил 120 лет и скончался в 1851 году. Этот удивительный праведник, духовный самородок, жил в родном селе (Клиновое Задонского уезда) в доме своих родственников и отсюда ходил в соседние села, деревни, посещал Воронеж, Липецк, Елец, Задонск, где нередко останавливался в монастыре, находя приют в прихожей казначея Задонской обители. Иногда по целому месяцу проводил он в лесу в уединенной молитве. Блаженный Антоний обладал редкими дарами прозревать будущее и человеческие помыслы, творить удивительные чудеса, утешать и исцелять людей, обличать и исправлять человеческие пороки. День его памяти 11 ноября (29 октября ст. ст.).
Старица Евфимия Григорьевна Попова прошла подвиги затвора, юродства, затем в Задонске около 1808 года основала женскую общинку в одном из домов для заботы о бедных странниках. Эта удивительная старица обладала даром прозрения, она состояла в духовной дружбе с преподобным Иларионом Троекуровским, была наставницей затворника Георгия. Благоговейно почитали праведницу блаженный Антоний Алексеевич и старец Нафанаил (Остапов). Скончалась подвижница в возрасте ста десяти лет в 1860 году. День ее кончины и памяти – 28 января (15 января ст. ст.). В 1919 году на второй или третий день после осквернения мощей свт. Тихона кощунники обнаружили нетленное тело старицы Евфимии в Митрофановой пещере. Это чудо положило конец их варварским действиям, и лишь в 1929 году останки всех старцев Митрофановой усыпальницы были увезены на Задонское кладбище, о чем уже говорилось. Сейчас они находятся в описываемой мраморной тумбе Владимирского собора.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru